|
Ирыстоны уарзæм нæ мадау!
Йæ сæрыл мах ситдзыстæм тох.
Дардыл æрзилдзыстæм маргъау,
Уæддæр æй нæ кæндзыстæм рох.
Ирыстон – нæ райгуырæн бæстæ,
Ирыстон – нæ фыдæлты зæхх.
Цæуæм ´мæ цæудзыстæм дæ фæстæ... |
|
Геноциды амæттаг уыд Хуссар Ир уал аз,
Ирон наци цыд нырыонг куынæг.
Фыдæзнаг ирон тугæй бафсис нæ зыдта,
Нæма йæ нымайы æгъгъæдыл ныр дæр.
Нæ разагъды фыртты нын мардтой лæгсырдтæ,
Уыд абоны бонмæ нæ фыдæлты каст.
Нæ бартæ уæд райстам, уæвджейæ, нæ къухтæм, -
Ӕрдæгыл куы банцад нæ адæмы цард. |
|
|
|
С сумкой на боку и автоматом,
В стоптанных кирзовых сапогах...
Нам тебя оберегать бы свято,
Нам тебя носить бы на руках!
Только нет, не мы тебя, а ты нас,
По земле упрямо волоча,
В час, когда она в огне дымилась,
Выносила на своих плечах. |
|
По извилистой горной тропе,
По заснеженной узкой тропинке
Шел мальчишка, горевший в огне,
И тащил за собою корзинку…
Посиневшие губы его,
На морозе озябшие руки –
Будто в этом пути он давно,
Хоть и шел только третьи сутки… |
|
|
|
Згъудеры къуылдымыл
Сау ингæны риуæй
Урс обелиск,
Арты цæджындзау,
Арвмæ рæмудзы.
Арæх урс обелискæн
Йæ цъуппыл æрбады
Æмæ, хъарæггæнæгау,
Сау сынт фæуасы…
|
|
Притеснен был врагами народ наш вовеки,
Истребляли они даже память о нас.
Текли по земле нашей алые реки,
О, когда же наступит возмездия час!..
Нашей нации цвет – сыновей убивали,
Их ждали свободы всю жизнь их отцы
Сколько горя хлебнули и крови пролили,
Но были надеждой всегда мы сильны. |
|
|
"Час памяти", организованный учащимися 11 класса под руководством педагога Риммы Плиевой, никого не оставил равнодушным. Школьники декламировали произведения о Великой Отечественной войне, с экрана мелькали документальные кадры, рассказывающие о героизме и патриотизме советского солдата, звучала проникновенная музыка военных лет... "Мы являемся проводниками памяти поколения победителей и должны нести её как хрустальный сосуд, беречь как зеницу ока. Мы склоняем головы перед теми, благодаря которым живем на этой земле", - сказала Римма Плиева. Залина Тедеева выразила благодарность учащимся и их педагогу за нестандартный урок, организованный как «вахта памяти» Великой Отечественной войне: "Спасибо за столь трепетное чтение стихов! Тон, каким вы их декламировали, говорит о том, что они абсолютно близки вашему душевному состоянию…"
|
В анализе геноцида южнооосетинского народа я использовал архивные документы и, конечно, многочисленные свидетельства очевидцев. Их 40 – 45 лет назад было еще много в Ногире, Беслане, частично в Алагире и во Владикавказе. В моем архиве до сих пор имеются записи, которые я делал со слов очевидцев. Повторю, их было очень много в Ногире, основанном в 1920 году десятками южнооосетинских беженцев. Мне удалось записать в высшей степени интересные сведения от пожилых людей, например, Василия Сиукаева, Хазби Цхурбаева, Антона Хугаева, Сандро Гаглоева, Александра Санакоева и др. К сожалению, этой проблемой, кроме меня, никто не занимался. Мне удалось записать немало интересного и от других беженцев, вернувшихся в силу разных причин в Южную Осетию после предоставления им статуса автономии, т. е. после 1922 г. Среди них можно назвать Х. Гаглоева, В. Техова, А. Чибирова, Д. Цховребова, Н. Цховребова и др. Однако главное в определении геноцида – письменные документы, хранящиеся в архивах Северной и Южной Осетии, специальных фондах, где хранились различные документы, касающиеся геноцида южных осетин.
|
Говорят, что время лечит
И в груди все заживет,
Мне же сердце все калечит
Та любовь, что в нем живет.
Время быстро прочь уходит,
Ты давно уже с другой,
А меня опять тревожит
Все, что связано с тобой.
|
|