В Юго-Осетинском государственном университете им. А. А. Тибилова состоялась презентация официального сайта Ассоциации преподавателей русского языка и литературы Южной Осетии (АПРЯЛ ЮО). Сайт будет доступен одновременно по двум адресам: http://apryalos.ru и по кириллическому домену апрялос.рф В церемонии приняли участие президент АПРЯЛ ЮО, проректор ЮОГУ Залина Тедеева, главный редактор журнала АПРЯЛ ЮО «Русское слово в Южной Осетии», заведующая кафедрой журналистики ЮОГУ Хансиат Кодалаева, ректор ЮОГУ доцент Вадим Тедеев, Полномочный Представитель Президента РЮО по постконфликтному урегулированию Мурат Джиоев, Министр иностранных дел РЮО Дмитрий Медоев, Министр культуры РЮО Жанна Зассеева, заместитель министра образования и науки Эллиса Гаглоева, Чрезвычайный и Полномочный Посол Российской Федерации в Республике Южная Осетия Марат Кулахметов, руководитель представительства Россотрудничества в Южной Осетии Сергей Скворцов, выдающийся осетинский поэт и меценат, член Союза писателей России Ольга Чехойты, доцент кафедры русского языка и русской и зарубежной литературы Джульетта Остаева, декан факультета естествознания ЮОГУ Циала Джиоева, другие члены АПРЯЛ ЮО, члены кафедры русского языка и русской и зарубежной литературы, преподаватели русского языка и литературы средних общеобразовательных школ №№5, 6, 10 и другие любители русской словесности.
|
Ко мне подошел пожилой мужчина довольно преклонных лет в осетинской папахе (нымæтхуд) и, как полагалось почтенному старцу, с палкой в руке. Мы разговорились (сейчас сожалею, но тогда ирон æфсæрм не позволил мне спросить его имя), и он рассказал мне такой случай с Коста.Во время одного из моих посещений села, когда я стоял около большого мемориального камня на месте первого
Комендант Хумаринской крепости (крепость с военным гарнизоном располагалась на противоположном от села Лаба берегу Кубани чуть ниже по течению реки; аула Новый Карачай тогда еще не было, он был основан в 1909 году) обязал жителей села Лаба привозить бесплатно дрова для нужд крепости. Однажды, говорил рассказчик, мужчины села везли на арбах дрова в крепость: «– Я был маленьким мальчиком и сидел на арбе отца.
|
В приведенном примере это прежде всего такие мастерские языковые мазки, как зажечь свечу и огарок догорел вчера, каждый из которых включен автором в текст с многоточием на конце, что превращает выделенные единицы в кульминационные нравственно-философские, эмоционально окрашенные размышления героя, нейтральные по своей внешней форме, персонифицированные, но вместе с тем имеющие характер всеобщности. Такой семантико-стилистический эффект достигается полифоничностью авторской речи, высокое звучание которой создается трижды включенным в начало произведения семантическим пунктуационным знаком. Именно благодаря многоточию
|
Коста оставил нам прекрасное эпистолярное наследие. За каждой строчкой этого бесценного наследия можно разглядеть человека со светлой душой, человека с огромным чувством юмора, человека общительного, общество и общение с которым приносило искреннюю радость всем, кто с ним хоть один раз имел счастье пообщаться. Человек высоких гуманистических идеалов, посвятивший жизнь служению своему народу, оказывается, был человеком ранимым и в то же время веселым, порой одиноким, но с огромной силой духа, что особенно проявилось в его уникальном умении находить во всех печалях, невзгодах, неприятностях неисчерпаемые силы и трансформировать их в великие гуманистические идеи. Согласитесь – так могут мыслить и поступать только великие Духом люди.
Жизнь и судьба Коста сложились так, что ему выпала роль борца, будь то борьба за народное счастье или же за свое, личное. Сам поэт отмечал, что счастлив наполовину, так как «... первая и главная половина счастья – любить самому, а уже быть любимым – это значит пользоваться усугубленным счастьем любви». Если попытаться представить некий собирательный образ увлечений Коста, то перед нами предстанет девушка молодая, даже юная, воспитанная, интеллигентная, образованная и не то чтобы красивая, но обаятельная и, что самое главное – с высокими жизненными идеалами.
|
Сказав об «утолённой любви» и внутренней свободе, Ахматова так пишет о Петербурге, что эти стихи звучат как признание в любви этому городу. Почему? Надо сказать, что определяющее место в жизни, творчестве и судьбе Ахматовой занимал, конечно, Петербург. Не случайно её называли истинной петербурженкой — представительницей именно петербургской школы. Ахматовская поэзия, строгая и классически соразмерная, глубоко родственна самому облику города — его торжественным улицам и площадям, мраморным и гранитным дворцам, античным атлантам и кариатидам, блестящим шпилям. Её стихи неотделимы ни от Летнего сада, ни от Марсова поля, ни от белых ночей, воспетых Пушкиным и Достоевским. Перед нами образ Петербурга, ахматовского, строгого. До этого в литературе был Петербург Достоевского, Некрасова и, конечно же, Пушкина. Ахматова явила нам свой образ Петербурга. На мой взгляд, ей ближе всего Петербург Пушкина. Ахматовский образ северной столицы — это нетленный образ холодного, торжественного, строгого Петербурга 10-х годов XX века. Чем же дорог ей этот город?
|
Представители ЮОГУ им. А. Тибилова приняли участие в Международной филологической неделе «Летние ахтубинские чтения–2019», организованной Волгоградским Центром гражданского образования на базе Волгоградского государственного социально-педагогического университета (ВГСПУ). Проект реализуется в рамках Фонда президентских грантов с 2010 года. «Летние ахтубинские чтения–2019» - филологический молодежный лагерь для студентов-русистов на базе студенческого оздоровительного лагеря ВГСПУ. Программа обучения составляется ежегодно с участием ведущих преподавателей филологического факультета университета (проф. Е. В. Брысина, В. И. Супрун, М. Ф. Шацкая, В. П. Москвин, Л. А. Шестак, Е. И. Алещенко и др.). Кроме лекций, программа включает филологические конкурсы, викторины и др.
|
Президент А. И. Бибилов назвал работу К. Дзугаева «серьезной и актуальной, поскольку речь идет не об экомическом развитии юго-осетинского государства, а об объединении нации – вековой мечте осетин». Он поблагодарил Коста Георгиевича за научный подход к исследованию столь значимой для осетинского народа темы и подчеркнул, что воссоединение Осетии жизненно необходимо для осетинского народа.
На мероприятии выступили также Мурат Джиоев, Анатолий Габараев, Гиви Гатикоев, Инал Санакоев, Инал Плиев и другие.
По информации М. Джиоева, отдел истории ЮОНИИ посчитал необходимым ходатайствовать перед дирекцией о выдвижении монографии Коста Дзугаева на соискание Национальной премии им. Коста Хетагурова в номинации «История» и получил одобрение.
|
В 1870 году отец поэта с большой партией безземельных горцев переселился в Кубанскую область, где основал село Георгиевское-Осетинское. В 1871 г. Коста зачислен в Ставропольскую классическую гимназию и определён в ее пансион. Ставрополь издавна был местом ссылки тех, кто поднимал голос против самодержавия. Здесь побывали ссыльные Пушкин и Лермонтов, декабристы и многие лучшие люди России. Здесь Коста приобщился к идеям Белинского, Герцена, Салтыкова-Щедрина, Некрасова. Чтение запрещенной литературы, общение с такими преподавателями, как Миловидов, стали для Коста ориентиром в жизни. В эти годы проявились и дарования Коста: он хорошо пел, писал декорации, декламировал Пушкина, Лермонтова, Крылова. В эти годы он начинает писать сам. Много для развития Коста как художника сделал учитель рисования В. Смирнов. Хетагуров назвал себя «признательным его учеником». В конце июля 1881 года по совету Смирнова Коста едет в Петербург поступать в Академию Художеств. Блестяще выдерживает экзамены и три года занимается в классе профессора П. Чистякова. Смелые мысли учителя, активное неприятие им контрреформ Александра III падали в благодатную почву. Вторая революционная ситуация в России достигла своей кульминации 1 марта 1881 г. когда народовольцы убили царя. Настали мрачные годы реакции. Россия революционизировалась. Коста был активен в этих событиях столицы. Андукапар писал: «…однажды Коста был арестован около склада взрывчатых веществ на Васильевском острове, но его освободили, так как в квартире, которую он снимал, во время обыска ничего предосудительного не было».
|
Стремление улучшить жизнь осетинского народа стало основным побуждающим стимулом литературного творчества Коста. Он живет насыщенной общественной жизнью, участвует в политических и культурных событиях, но главным его делом была поэзия. Зазвучали стихи Коста, направленные в защиту горцев и против царизма. С 1884 по 1890 годы он создает свои лучшие произведения на осетинском языке, полные гражданского пафоса: «Горе», «Походная песня», «Спой», «Без пастуха», «Солдат», «Мать сирот», «Хъуыбады», «Кто ты?», поэмы, сказки и басни. Эти стихотворения отличает национальная самобытность, глубокая связь поэта с жизнью своего народа, думы и чаяния которого он выразил образно, ярко и всесторонне. Знаменитое стихотворение «Горе» стало народной песней, гимном осетинского народа.
Вместе с тем Коста чужды были узконациональная замкнутость, идейная ограниченность местного национализма. Как человек большой эрудиции, глубоко образованный поэт, крупный общественный деятель и революционер Коста служит делу укрепления любви и дружбы между всеми народами Российской империи и трудящимися всего мира.
|
Хетæг был младшим из трёх сыновей Инала, старших сыновей которого звали Биаслан и Асланбек. Они были из тех алан, которых нашествие татаро-монгольского хана Тамерлана разметало по Кавказу и далее. Находясь в мусульманской среде, переселенцы приняли ислам. Позднее Хетæг, оказавшись на учёбе в Крыму, перешёл в христианство, чем навлёк на себя гнев родственников. Узнав об этом по возвращении в Кабарду, Хетæг бежал в Осетию. Родственники стали преследовать его с тем, чтобы убить. Он направился в горы и оказался в Алагирском ущелье. Когда посланная за ним погоня стала настигать его близ местности под названием Суадæг и ему негде было укрыться, он услышал громкий призыв, доносившийся из близлежащего леса: «Хетæг, к лесу!». Беглец не успевал добежать до него и поэтому крикнул: «Не Хетæг к лесу, а лес - к Хетæгу!». Вслед за этим от леса отделилась большая роща и укрыла Хетæга. Его преследователи были напуганы увиденным и повернули обратно. Роща существует и поныне и названа именем беглеца - Хетæджы къох. Роща считается святой и неприкосновенной. В ней нельзя заниматься рубкой деревьев, запрещено ломать даже веточку. Рядом с рощей ежегодно устраивают празднество (куывд) в честь Святого Георгия - покровителя Хетæга (Хетæджы Уасджырджы).
|
|