25 Февраля 2024
"Надо любить и хранить те образцы русского языка, которые унаследовали мы от первоклассных мастеров". Д.А.Фурманов
Меню сайта
   Главная
   Новости
   Об АПРЯЛЮО
   Журнал, юбилеи
   Подшивка
   Конференции
   Семинары
   Конкурсы
   Международное
    сотрудничество
   Достижения студентов
    и школьников
   Методический уголок
   Литературная страничка
   Объявления
   О сайте
Поиск на сайте


Статистика


Людмила Тарасова. Почему стихи об «утолённой любви» становятся признанием в любви Петербургу?

Анализ стихотворения Анны Ахматовой «Стихи о Петербурге»

Аннотация. Автор, анализируя «Стихи о Петербурге», пытается дать ответ на вопрос, почему стихотворение, в котором звучит тема«утолённой любви», стало признанием в любви Петербургу.

Ключевые слова: поэзия женской души, внутренняя свобода, образ Петербурга, утолённая любовь, точное реалистическое зрение, городской пейзаж.

Творчество Анны Ахматовой — одно из самых блистательных явлений в русской поэзии XX века. По мнению М. Кузмина, поэта Серебряного века, «в её стихах — знакомая нам душа женщины переходной эпохи ломки человеческой психологии».

Действительно, поэзия Ахматовой — выражение женской души. «Я научила женщин говорить», — заметила Ахматова в одной эпиграмме.

Сила любви и сила женской души нашли выход в поэзии женщины, родившейся в 1889 году под именем Анны Горенко и получившей всеобщую известность как великая Анна Ахматова.

В одном из своих стихотворений Ахматова назвала любовь пятым временем года:

То пятое время года,
Только его славословь.
Дыши последней свободой,
Оттого, что это - любовь.

В состоянии любви мир видится новым, открывается необычное в обычном.

Двадцать первое. Ночь. Понедельник.
Очертанья столицы во мгле.
Сочинил же какой-то бездельник,
Что бывает любовь на земле.

Любовь в стихах Ахматовой — это дневник любящей, нежной и гордой женской души.

Вот предчувствие любви, томление, вот зарождение чувства, начало любви, подчинение ей, наслаждение ею и, наконец, утоление. Как же рисуется любовь в стихах, посвящённых Петербургу?

Но сначала обратимся к городу Петра.

Вновь Исакий в облаченье
Из литого серебра.
Стынет в грозном нетерпенье
Конь Великого Петра.

Перед нами образ Петербурга, ахматовского, строгого. До этого в литературе был Петербург Достоевского, Некрасова и, конечно же, Пушкина. Ахматова явила нам свой образ Петербурга. На мой взгляд, ей ближе всего Петербург Пушкина. Ахматовский образ северной столицы — это нетленный образ холодного, торжественного, строгого Петербурга 10-х годов XX века. Чем же дорог ей этот город?

Петербург — это место, где свершались судьбы, где рождались и осуществлялись мечты, где встречались и расставались... О какой любви идёт речь в этом стихотворении: платонической, возвышенно-романтической или чувственной? Трудно сказать... Главное, что эта любовь — утолённая.

Мне не надо ожиданий
У постылого окна
И томительных свиданий.
Вся любовь утолена.

Заявив об этом, Ахматова утверждает:

Ты свободен, я свободна,
Завтра лучше, чем вчера...

Что это значит? О какой свободе идёт речь? Или после утоления чувства наступает спокойствие, ощущение внутренней свободы? Звучит тема взаимной свободы, как и в стихотворении Н. В. Недоброво «Светлое Воскресение 14-го года»:

А сердце полным роздыхом природы,
Овеянным благословенным днём,
Во мне расширено до той свободы,
Что никому теперь не тесно в нём.

Стихотворение Ахматовой, по-видимому, посвящено Н. В. Недоброво, поэту и критику, её другу и наставнику, адресату многих стихов поэтессы.

Сказав об «утолённой любви» и внутренней свободе, Ахматова так пишет о Петербурге, что эти стихи звучат как признание в любви этому городу. Почему? Надо сказать, что определяющее место в жизни, творчестве и судьбе Ахматовой занимал, конечно, Петербург. Не случайно её называли истинной петербурженкой — представительницей именно петербургской школы. Ахматовская поэзия, строгая и классически соразмерная, глубоко родственна самому облику города — его торжественным улицам и площадям, мраморным и гранитным дворцам, античным атлантам и кариатидам, блестящим шпилям. Её стихи неотделимы ни от Летнего сада, ни от Марсова поля, ни от белых ночей, воспетых Пушкиным и Достоевским.

Ахматова обладала точным реалистическим зрением, и в её лирике ярко отражён лик города: волшебного и каменного, надёжного и зыбкого.

Ахматова писала: «Дымки над крышами. Петербургские голландские печи... Пожары в сильные морозы... Я почти что все «Чётки» сочинила в этой обстановке, а дома только записывала уже готовые стихи...»

Как видим, память Ахматовой была очень острой. Поэзия и проза великого города были неразделимы в её стихах.

Петербург — это родной и близкий для Ахматовой город, её духовная родина. У Ахматовой северная столица, как и у Блока, выступает в глубине поэтического образа. Этот Петербург является свидетелем, участником поэм любви. Но Петербург — это и фон, на котором видны тени любящих друг друга людей.

Сердце бьётся ровно, мерно.
Что мне долгие года!
Ведь под аркой на Галерной
Наши тени навсегда.

Галерная — очевидец нежных встреч лирических героев.

Оттого, что стали рядом
Мы в блаженный миг чудес,
В миг, когда над Летним садом
Месяц розовый воскрес...

Летний сад также свидетель любви героев, здесь было испытано блаженство, когда они были рядом под светом нарождающегося месяца.

Вот что такое Петербург для Анны Ахматовой, которая заглянула в лик любимого города, с нежностью описала его и сделала участником своей жизни, любви и счастья.

Этому прекрасному и торжественному городу она поёт песнь и признаётся в преданности и нежности.

А стихи об утолённой любви становятся признанием в любви этому городу. То, что происходило с героями

Над Невою темноводной,
Под улыбкою холодной
Императора Петра, -

навсегда останется в сердцах влюблённых.

Ахматовские стихи, «где каждый шаг — секрет», в которых туманное и ирреальное сочеталось с психологической, бытовой и урбанистической достоверностью, заставляют говорить о «загадке Ахматовой».

Внешнее так переплетается с внутренним, что городской пейзаж становится выражением душевного состояния героев.

А Николай Недоброво, кому, скорее всего, были посвящены «Стихи о Петербурге», так написал о покорившей его лирике Ахматовой: «Её стихи сотворены, а не сочинены».

Людмила ТАРАСОВА, 
учитель литературы средней школы имени А. С. Попова 
городского округа Власиха Московской области
---------------------------------------------------------------------

ЛИТЕРАТУРА

1. АХМАТОВА А. А. Сочинения: в 2 т.,— М.: Правда, 1990. — Том 2.
2. ПАВЛОВСКИЙ А. Анна Ахматова: Жизнь и творчество. — М.: Просвещение, 1991.
3. НЕДОБРОВО Н. В. Анна Ахматова. Русская мысль. — 1915. — № 7.
4. НЕДОБРОВО Н.В. Стихи. Русская мысль. — 1915.
 


Анна Ахматова
                  * * *
Прошло пять лет, - и залечила раны,
Жестокой нанесенные войной,
Страна моя,
и русские поляны
Опять полны студеной тишиной.

И маяки сквозь мрак приморской ночи,
Путь указуя моряку, горят.
На их огонь, как в дружеские очи,
Далеко с моря моряки глядят.

Где танк гремел — там ныне мирный трактор,
Где выл пожар — благоухает сад,
И по изрытому когда-то тракту
Автомобили легкие летят.

Где елей искалеченные руки
Взывали к мщенью — зеленеет ель,
И там, где сердце ныло от разлуки,—
Там мать поет, качая колыбель.

Ты стала вновь могучей и свободной,
Страна моя!

Но живы навсегда
В сокровищнице памяти народной
Войной испепеленные года.

Для мирной жизни юных поколений,
От Каспия и до полярных льдов,
Как памятники выжженных селений,
Встают громады новых городов.
Рубрика: "Русское слово в Южной Осетии", №2(16), 2019 год | Просмотров: 545 | Добавил: Редактор | Дата: 25 Февраля 2024 года.
Друзья сайта
Президент РЮО
Правительство РЮО
Парламент РЮО
МИД РЮО
Посольство РФ в РЮО
Представительство Россотрудничества в РЮО
Международная ассоциация преподавателей русского языка и литературы
Координационный совет общественных организаций российских соотечественников
в Южной Осетии

Газет "Хурзæрин"
Газета "Южная Осетия"
"Sputnik - Южная Осетия"
ИА "Рес"
МИА "Южная Осетия сегодня"


Календарь
«  Декабрь 2019  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031
Архив записей