26 Февраля 2024
"Надо любить и хранить те образцы русского языка, которые унаследовали мы от первоклассных мастеров". Д.А.Фурманов
Меню сайта
   Главная
   Новости
   Об АПРЯЛЮО
   Журнал, юбилеи
   Подшивка
   Конференции
   Семинары
   Конкурсы
   Международное
    сотрудничество
   Достижения студентов
    и школьников
   Методический уголок
   Литературная страничка
   Объявления
   О сайте
Поиск на сайте


Статистика


Заира Тедеева. Апостолы для равенства, свободы и любви

(А.Пушкин и Коста Хетагуров в диалоге культур русского и осетинского народов)

Окончание. Начало в №1(15)
Поэзия Коста - явление двух культур. Коста являет собой пример человека и поэта, в жизни и творчестве которого гармонично взаимодействовали два языка – родной осетинский и русский. Он владел ими в равной мере в совершенстве.

Живой и душевный язык произведений Коста сочетал в себе простоту и поэтическое богатство. Он создал на осетинском языке стихотворения удивительной точности, выразительности и красоты. Глубоко проницательно описывает Коста тяжелые будни бесправного осетинского народа. В произведениях Коста Хетагурова слышится голос самого народа, самой Осетии. Коста сумел выразить свою национальную сущность в новых непревзойденных формах словесного искусства, закрепив за поэтическим словом значимость общенационального дела. «На мощных корнях поэзии Коста выросла впоследствии осетинская литература. Он исполинская фигура в ней», – писал Нафи Джусойты. 

Творчество Коста определяли не только качества языка, яркие образы, метафоры и эпитеты, но и его бесценный вклад в развитие культурного диалога осетинского и русского народов, пропаганду русской классики. Но это было бы невозможно, если бы Коста не был, прежде всего, великим сыном и гражданином Осетии. На первый план Коста всегда ставил вопросы благополучия своего народа, считал священным патриотическим долгом каждого честного гражданина ценить достоинство народа, бороться за его интересы и за счастье будущего поколения.  «…гармонично сочетая в себе гениальный талант, энциклопедические знания и сверхзадачу служения народу, Коста удалось в то неспокойное время заронить в умы и сердца народных масс зерна, которые потом проросли плодами свободомыслия и служения идее равенства народов». Поэтому «Образ Коста у осетин вырастает размерами до Нартских богатырей», - отмечает известный осетинский писатель Скифирон (10, 17 с.).

Полагаем, Коста Хетагуров предстает сегодня Мыслителем, Гражданином и Лидером.

Отмечая исключительную цельность Коста, Нафи Джусойты указывает, что как гражданин Коста примыкает к интеллигенции в настоящем смысле слова. В письме племяннице Арине Кодоевой Нафи пишет: «Мой идеал гражданина – Коста Хетагуров. Я говорю не о величии его поэтического гения. По моему разумению, он – великий гражданин, и это его достоинство выразилось в его неизменной любви к Родине, к людям труда и добродеяния. В одном предсмертном стихотворении он признается, что свой человеческий (гражданский) и поэтический подвиг он свершил с единственной целью – заслужить признательность Родины: 

Все помыслы мои и все мои желанья
Одну имели цель - снискать любовь твою

(7, с. 12).

Бесспорно, Коста – Лидер, потому что  творчество Коста выражает осетинскую национальную идею – это свобода и единение с российским народом. Каждое новое поколение осетин в духовном, культурном и нравственном отношении формируется на глубоком почитании и осмыслении творчества Коста Хетагурова. Коста – «осетин, поэт и народный певец», как он сам себя определял, пришел в мир, чтобы помочь людям обрести достоинство и смысл существования. Он участвовал в процессе гуманизации жизни. Для Коста исключительно важным было осмысление и обретение своей Миссии. В этой связи понятны слова Нафи Джусойты о том, что «как художническая личность» Коста стоит в одном ряду с великими творцами мировой литературы. Он, конечно же, был обычным мальчиком из осетинского аула Нар, затерянного в дебрях Центрального Кавказа… Но он, как нартский богатырь, раздвинул горы этой теснины; раздвинул не могучими плечами, а мудрой мыслью и великим художественным талантом. И поднялся на вершины самых высоких гор Кавказа и оттуда оглядел орлиными очами не только священные горы Кавказа, не только великую Российскую равнину, но и всю вселенную» (6.7). Весь мир стал творческим храмом Коста…

Преисполненный чувством служения народу божественным словом, Коста, творец и художник, слагает гимн великому предназначению поэта в мире в стихотворении «Я не пророк». Лирический герой стихотворения Коста  «Я не пророк» – поэт-прорицатель. Он следует «пушкинскому» пути – «глаголом жечь сердца» людей, быть выше толпы, зла, клеветы и изрекать  одну правду. Как известно, стихотворение А. С. Пушкина «Пророк» представляет собой поэтическое переложение Книг пророчеств – Исайи, Иеремии и Иезекиля – из Библии. В нем – вся судьба Пушкина: прошлая, настоящая и будущая Миссия. Пушкин обрел Миссию. Обрел Миссию и Коста Хетагуров.

Коста вводит в стихотворение «Я не пророк» мотив творчества. Творчество – вот Храм и святыня поэта-пророка, которую не может разрушить толпа. Этот Храм стоит на главных человеческих ценностях – любви, братстве со всеми, неприятии и борьбе с развратом, пороками, единении с миром. Сердце поэта безгрешно и бесстрашно. Он несет добро и истину, способен полюбить целый мир в его единстве, вобрать в себя боли и тревоги человечества и защитить святыни от поругания толпы - вот его главное и единственное предназначение. Никакая дерзкая толпа не помешает услышать и понять это тем, кто способен слышать и понимать.

Пророк Коста не трагичен, хотя ему противостоит толпа, которая стремится «разрушить храм, попрать святыню». Это противостояние герой Коста стремится использовать для созидания. Для поэта-пророка в стихотворении Коста весь мир – пространство для деяния.

Пророк Коста готов, преодолевая неприятие толпы, строить всеобщую гармонию. Коста Хетагуров в стихотворении «Я не пророк»  «выступает не подражателем, а достойным продолжателем традиций великих русских поэтов, возводя их на новую высоту» (12, с. 30).

Коста как поэт формировался прежде всего на основе осетинского фольклора. 

Детство Коста прошло в горном ауле Нар, возвышающемся на скале у верховьев реки Ардон. С малых лет Коста рос в атмосфере героических и бытовых песен, народных сказок, великолепных образцов осетинской речи. Коста посещал сперва Нарскую сельскую школу. Вскоре отец поэта Леван Елизбарович – отставной поручик русской армии отдал его во Владикавказскую прогимназию, определив сына в русскую семью, чтобы тот учился русскому языку.

Будущий поэт продолжил изучение русского языка во время учебы в ставропольской мужской гимназии.

Природное призвание Коста к литературному творчеству ярко проявилось в эти годы. Он погрузился в мир русской  классической литературы, читал Пушкина, Лермонтова, Некрасова, Островского и Крылова, жадно впитывал их произведения. Коста  приобщился и к передовым революционно-демократическим идеям, познакомился с работами Белинского, Чернышевского, Добролюбова, Лассаля, читал журналы «Отечественные записки», «Современник», «Дело».

Это сыграло большую роль в формировании социальных убеждений и поэтического мировоззрения Коста, в определении его идейных взглядов.

Позже идеи великих русских просветителей-демократов Чернышевского, Добролюбова и Некрасова, которыми он жил и за которые боролся, придавали творчеству Хетагурова светлую силу. Они-то и сделали самое имя Коста символом не только  осетинского народа, но и рыцарем дружбы и братства осетинского и русского народов, примером борьбы за свободу всех людей на земле. В стихотворениии «Если бы мог» поэт писал:

Если бы пел я, как нарт вдохновенный…
Если б до неба мой голос звучал,
Все бы созвал я народы вселенной
И о страданьях людей рассказал.


Непосредственно близкое соприкосновение с русской культурой и русским языком пробудили в нем желание постичь всю их глубину, тайну очарования, стимулировали развивать свою культуру и изучать русский язык.

В этот период особенно интенсивно развивался талант Коста как художника. 

В 1881 году Коста  поступает в Петербургскую Академию художеств, где он с увлечением изучает изобразительное искусство. 

Оказавшись в центре российской культуры, в атмосфере петербургского свободомыслия, Коста посещает картинные галереи, знакомится с памятниками архитектуры Петербурга. Поэт дружен с художниками, которые преподавали в Академии: В. Верещагиным, П. Чистяковым и др. , сближается с передовой русской интеллигенцией. Как личность Коста сложился именно в Петербурге. Там определились его демократические взгляды, укрепилась гражданская позиция и творческие принципы. 

Из-за  тяжелого материального положения в 1884 г. Коста вынужден покинуть Петербург и вернуться на родину. Коста пристально вглядывается в жизнь своего народа. Нищая, бесправная Осетия, произвол и беззаконие произвели на него удручающее впечатление.

Стремление улучшить жизнь осетинского народа стало основным побуждающим стимулом литературного творчества Коста. Он живет насыщенной общественной жизнью, участвует в политических и культурных событиях, но главным его делом была поэзия. Зазвучали стихи Коста, направленные в защиту горцев и против царизма. С 1884 по 1890 годы он создает свои лучшие произведения на осетинском языке, полные гражданского пафоса: «Горе», «Походная песня», «Спой», «Без пастуха», «Солдат», «Мать сирот», «Хъуыбады», «Кто ты?», поэмы, сказки и басни. Эти стихотворения отличает национальная самобытность, глубокая связь поэта с жизнью своего народа, думы и чаяния которого он выразил образно, ярко и всесторонне. Знаменитое стихотворение  «Горе» стало народной песней, гимном осетинского народа.

Вместе с тем Коста чужды были узконациональная замкнутость, идейная ограниченность местного национализма. Как человек большой эрудиции, глубоко образованный поэт, крупный общественный деятель и революционер Коста служит делу укрепления любви и дружбы между всеми народами Российской империи и трудящимися всего мира. 

В период первой ссылки в 1891 г. в Карачайские горы Коста выступает как яркий поэт - борец против усиливавшейся колонизаторской политики царизма и антинародной деятельности местной элиты во имя торжества правды и свободы народов Северного Кавказа. Он обосновывается в Ставрополе. Годы жизни в Ставрополе были годами расцвета его таланта поэта, публициста, драматурга. В совершенстве владея русским языком, он по-прежнему проявляет большой интерес к русской культуре. Развитие творчества Коста идет в лучших традициях русской литературы, и в то же время оно имеет особенности.

Главное достижение Коста в период первой ссылки – выход в 1895 году отдельной книжкой русской лирики поэта. В сборник вошли также поэмы «Фатима», «Перед судом», «Се человек».

Веха в творческом самоопределении Коста – стихотворение «Не верь, что я забыл родные наши горы»(1896). Несмотря на жизненные невзгоды и постоянные преследования со стороны царских чиновников, К. Хетагуров и в стихах, написанных на русском языке, не порывает связи со своим народом, он борец за счастье народа и «предвестник желанной свободы».

Сравним:

Не верь, что я забыл родные наши горы,
Густой, безоблачный, глубокий небосвод,
Твои задумчиво-мечтательные взоры
И бедный наш аул, и бедный наш народ.

Нет, друг мой, никогда! Чем тягостней изгнанье,
Чем дальше я от вас, чем бессердечней враг,
Тем слаще и милей мне грезится свиданье
Со всем, мне дорогим, в родных моих горах.

***
Люблю я целый мир, люблю людей, бесспорно,
Люблю беспомощных, обиженных, сирот,
Но больше всех люблю, чего скрывать позорно? —
Тебя, родной аул, и бедный наш народ.

За вас отдам я жизнь... все помыслы и силы,—
Всего себя лишь вам я посвятить готов...
Вы так мне дороги, так бесконечно милы,
Что сил нет выразить, что высказать нет слов!..


Коста - поэт больших литературных связей, чутко воспринимавший богатство и красоту творчества других народов Кавказа и, прежде всего, ощутивший благотворное влияние передовой русской культуры. Наибольшую близость поэт чувствует к русскому народу и к его лучшим сыновьям.

В лирике Коста на русском языке есть стихотворения, которые представляют собой поэтические портреты выдающихся русских поэтов и деятелей искусства, чьи имена были особенно дороги Коста. Это Лермонтов, Грибоедов, Чайковский, Островский, А. Плещеев. В творениях на русском языке Коста,  с одной стороны, последователь реалистически- гражданской поэзии, близкой к школе Некрасова, и, с другой стороны, - романтик, близкий Лермонтову. Эти стихотворения показывают не только поэтическое мастерство Коста в данном оригинальном жанре лирической поэзии – литературном портрете-«посвящении», но и являются источником познания его отношения к лучшим представителям русской культуры. В них нашли отражение искренние чувства и желания поэта о прочной дружбе с русским народом, любовь к русскому народу, давшему таких гениев, как Лермонтов, Островский, Чайковский и другие. В этих стихах отображена прогрессивная роль и могучее влияние культурных достижений русского народа на разитие и образование небольших национальностей Кавказа. Все они - свидетельство свободы и благородства национального чувства Коста как передового человека своей эпохи.

В стихотворении, посвященном М. Ю. Лермонтову, Коста Хетагуров утверждает прогрессивную идею укрепления союза с русским народом, его передовой культурой в борьбе с разложившейся «культурой» буржуазного декаданса:

Твой мощный стих, могучие аккорды 
Рассеяли б остаток прежней тьмы,— 
Тогда бы по пути добра, любви, свободы 
Пошли бы за тобой вперед со славой мы.


В стихотворениях «Музе», «Поэту», «Я смерти не боюсь» Коста - выразитель народного гнева, мечты о свободе и счастье народа:

Я смерти не боюсь,— холодный мрак могилы
Давно меня манит безвестностью своей,
Но жизнью дорожу, пока хоть капля силы
Отыщется во мне для родины моей...

Я счастия не знал, но я готов свободу,
Которой я привык, как счастьем, дорожить,
Отдать за шаг один, который бы народу
Я мог когда-нибудь к свободе проложить.


В 1896 г. Коста перебирается в Пятигорск, но здесь ему пришлось задержаться недолго. Терские власти добиваются его высылки. Он отправился во вторую ссылку в г. Херсон. Девять месяцев длилась ссылка. Тогда же поэт начал работу над поэмами «Хетаг» и «Плачущая скала», посвященными теме исторического прошлого осетинского народа. В Херсоне Коста узнал о выходе в свет сборника своих стихотворений на родном языке «Осетинская лира», напечатанного в частной типографии З. Шувалова во Владикавказе и выпущенного к 100-летию со дня рождения А. С. Пушкина. Увидело свет любимое детище Коста – сборник стихов «Ирон фæндыр» («Осетинская лира»).  Страстные, живые и горячие строфы сборника возвестили о революционном пробуждении и начале культурного прогресса осетинского народа. Стихотворения из книги «Ирон фæндыр» высекают из человеческих сердец светлые искры добра и любви, зовут в дорогу к «правде сверкающей», высокому и светлому. 

Художественное совершенство стихотворений сборника очаровало публику и привлекло к чтению тысячи людей, которые до этого не умели читать.  Сборник «Осетинская лира», по мнению Нафи, - «самое ценное и самое блестящее проявление духовных сил, художественного гения осетинского народа» (5, с.17).

С болью в сердце Коста пишет о тяжелой участи и угнетенном положении осетинского народа, о необходимости просветительской поддержки подрастающего поколения. С призывом к просвещению и образованию обращается Коста к питомцам:

Чтите науки, любите искусства, 
Без малодушья беритесь за труд,— 
Дети! — тогда благородные чувства 
В вас плодородную почву найдут. 


Из Херсонской ссылки Коста возвращается физически и морально надломленным. Ему запретили проживать во Владикавказе и Владикавказской округе - он вынужден отправиться в Пятигорск. Через год, после безуспешных попыток заняться преподавательской работой, Коста переезжает в Ставрополь, где возобновляет сотрудничество с газетой «Северный Кавказ».

Когда в том же году с него был снят запрет на проживание во Владикавказе и Владикавказском округе, Коста переехал во Владикавказ и приступил к работе в газете «Казбек». По всей Осетии разлетелась молва о заступнике интересов простого народа. 

Состояние здоровья  Коста  стало заметно ухудшаться. В последние годы жизни Коста, тяжело больной, жил у сестры в Лабе, где он и скончался 1 апреля 1906 года.

Любовь Коста Хетагурова к родной Осетии и своему народу была глубокой и насыщенной прогрессивным настроением.

До конца жизни Коста оставался мужественным защитником горской бедноты. Без страха он восстал против насилия, а истину проповедовал с искренней правдивостью:

Я не ищу у сильных состраданья, 
Не дорожу участием друзей;
Я не боюсь разлуки и изгнанья, 
Предсмертных мук, темницы и цепей... 
Везде, для всех я песнь свою слагаю, 
Везде разврат открыто я корю 
И грудью грудь насилия встречаю,
И смело всем о правде говорю. 


Через все творчество Коста непрерывной нитью проходит идея всеобщего мира и братства как конечной цели борьбы за свободу, призыв к бескорыстной дружбе между народами. Эта идея нашла свое отражение и в стихотворении «Мне нравится, мой друг» (1893), посвященном Исламу Крымшамхалову, карачаевскому поэту, с которым Коста  связывала большая дружба: 

«…мы, как любящие братья,
Воздвигнем на земле один всеобщий храм. 
 
Храм жизни трудовой насильно недоступный, 
Сознательной борьбы, без пыток и крови, 
Храм чистой совести и правды неподкупной, 
Храм просвещения, свободы и любви»,
- пишет Коста.

Коста Хетагуров - признанный народный поэт Осетии в высшем смысле этого слова. Как и его учитель А. С. Пушкин – национальный поэт России. 

«В богатом наследии Коста значительное место занимают произведения, написанные на русском языке. По словам Н. Тихонова, они всегда будут «памятником любви Коста Хетагурова к русскому языку, к русской художественной речи. Это дает нам право считать его не только осетинским, но и русским писателем»» (9, с. 5). Творческое наследие Коста Хетагурова, его общественная и просветительская деятельность являются примером единства русского и осетинского народов, надежной основой дальнейшего развития диалога культур.

Имя Коста сближает осетинский и русский народы, тесно связывает осетинскую и русскую культуры. Подвижник и правдоискатель Коста, как и все его творчество, выражает общеосетинскую волю к согласию и дружбе между русским и осетинским народами. 

Литература:
1. Абаев В. И.  Осетинский народный поэт Коста Хетагуров. //Избранные труды: Религия. Фольклор. Литература. – Владикавказ: Ир, 1990.
2. Абаев В. И.  Что значит Коста для осетинского народа. // Избранные труды: Религия. Фольклор. Литература. – Владикавказ: «Ир», 1990.
3. Абаев В. И. Светоч народа. // Избранные труды: Религия. Фольклор. Литература. – Владикавказ: «Ир», 1990.
4. Бигулаева И. С. Коста Леванович Хетагуров: научная биография. - Цхинвал, 2014.
5. Джусойты Н. Г.  Коста Хетагуров. – Сталинир, Госиздат Юго-Осетии, 1958.
6. Джусойты Нафи. Книга друзей и наставников. Литературно-критические статьи. – Владикавказ: «Орион», 2011.
7. Джусойты Нафи.  Ответ Нафи племяннице Арине. - Журнал «Русское слово в Южной Осетии», №3(14), 2018, с.12-14.
8. Тедтоева З. Х.  Значение матералов «Венка бессмертия» в исследовании хетагуроведения // Венок бессмертия. Материалы международной научной конференции, посвященной 150-летию со дня рождения Коста Хетагурова. – Владикавказ: Проект/Пресс, 2010 г., с.83-86.
9. Тихонов Н. Слово о Коста //За вас отдам я жизнь. Повесть о Коста Хетагурове. - М., 1969, с.3-8.
10. Тедеты Р. К. (Скифирон). Коста в жизни. Систематический свод воспоминаний современников, собственных его свидетельств и других материалов (Книга 2).  – Цхинвал, 2009 г. 11. Хетагуров Коста. Поэзия. – М.: Советская Россия, 1986.
12.  Хайруллин Р. Сравнительный анализ стихотворений «Пророк» А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова и К. Л. Хетагурова. - РЯНШ, 2015, №2, с.27-31.

Рубрика: "Русское слово в Южной Осетии", №2(16), 2019 год | Просмотров: 559 | Добавил: Редактор | Дата: 26 Февраля 2024 года.
Друзья сайта
Президент РЮО
Правительство РЮО
Парламент РЮО
МИД РЮО
Посольство РФ в РЮО
Представительство Россотрудничества в РЮО
Международная ассоциация преподавателей русского языка и литературы
Координационный совет общественных организаций российских соотечественников
в Южной Осетии

Газет "Хурзæрин"
Газета "Южная Осетия"
"Sputnik - Южная Осетия"
ИА "Рес"
МИА "Южная Осетия сегодня"


Календарь
«  Декабрь 2019  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031
Архив записей