27 Июля 2024
"Надо любить и хранить те образцы русского языка, которые унаследовали мы от первоклассных мастеров". Д.А.Фурманов
Меню сайта
   Главная
   Новости
   Об АПРЯЛЮО
   Журнал, юбилеи
   Подшивка
   Конференции
   Семинары
   Конкурсы
   Международное
    сотрудничество
   Достижения студентов
    и школьников
   Методический уголок
   Литературная страничка
   Объявления
   О сайте
Поиск на сайте


Статистика


Три эпизода из жизни Коста
Нынешний год в Осетии проходит под знаком Коста Хетагурова, нашего великого поэта, общественного деятеля и народного заступника. Сейчас в Осетии, наверно, не найдется ни одного человека, который бы не знал хотя бы несколько стихотворений Коста. Наши поколения, конечно, знают Коста по литературе, прессе, кино, он является неотъемлемой частью нашей культуры и осетинской ментальности. Однако имя Коста, его стихи, его дела по защите интересов обездоленных и обиженных передавались из уст в уста даже в условиях преобладающей дореволюционной безграмотности. Моя бабушка, простая безграмотная старушка, хорошо знала большое количество стихов Коста и всегда сокрушалась, что не может передать «хотя бы ведро картошки» детям-сиротам из стихотворения «Сидзæргæс».
О жизни и творчестве Коста написано много, но, думаю, любой штрих к его портрету важен, поэтому хотел бы рассказать о трех эпизодах из жизни поэта, мало известных или не известных читателю.
Первый. В 1980 году, будучи аспирантом Московского университета им. М. В. Ломоносова, я летом приехал в Карачаево-Черкессию, чтобы, как говорится, лучше почувствовать Аланию, историей которой я занимался. Остановился я в доброжелательной и гостеприимной карачаевской семье Элкановых в ауле Новый Карачай. Напротив Нового Карачая на другом берегу реки Кубани располагается большое осетинское селение Коста Хетагурова (по осет. - Лабæ), основанное в 1869 году переселенцами из Осетии во главе с отцом Коста Леваном.
Я несколько раз ходил в село Коста Хетагурова. Посетил и детский сад, который был расположен на месте отцовского дома Коста; рядом в огороде сохранились надгробные плиты на могилах отца и сестры поэта. Заведующей детским садом тогда работала Аза Хетагурова, очень милая женщина, как она сказала, самая близкая родственница Коста из Хетагуровых. У нас получился очень интересный разговор, во время которого собеседница угостила меня вкусным айраном и поведала мне весьма интересные факты из последних дней жизни сестры Коста Ольги. Побывал я и в маленьком школьном музее, материалы для которого собирала местная учительница.
Во время одного из моих посещений села, когда я стоял около большого мемориального камня на месте первого захоронения Коста, ко мне подошел пожилой мужчина довольно преклонных лет в осетинской папахе (нымæтхуд) и, как полагалось почтенному старцу, с палкой в руке. Мы разговорились (сейчас сожалею, но тогда ирон æфсæрм не позволил мне спросить его имя), и он рассказал мне такой случай с Коста.
Комендант Хумаринской крепости (крепость с военным гарнизоном располагалась на противоположном от села Лаба берегу Кубани чуть ниже по течению реки; аула Новый Карачай тогда еще не было, он был основан в 1909 году) обязал жителей села Лаба привозить бесплатно дрова для нужд крепости. Однажды, говорил рассказчик, мужчины села везли на арбах дрова в крепость: «– Я был маленьким мальчиком и сидел на арбе отца. Арбы растянулись по дороге (старик своей палкой указал мне в сторону трассы Черкесск - Карачаевск, где это происходило), а навстречу им на фаэтоне подъехал Коста. Он сошел с фаэтона, поздоровался с земляками и поинтересовался, куда те везут дрова.  Когда ему сказали о распоряжении коменданта крепости, Коста говорит землякам: «Поверните свои арбы обратно и разгрузите их на своих дворах. А с этим комендантом я разберусь». На второй день Коста уехал обратно, а вскоре комендант крепости был переведен в другое место».
Об этом случае мне рассказал человек, который лично видел Коста. Данная история с некоторыми изменениями была опубликована в 2011 году в журнале «Мах дуг». Конечно, жители села рассказали об этом не только мне…
Второй случай – это предание, которое хранилось в нашей семье. Брат моего прадеда Тедо Джиоев был начальником полиции в Казахском округе (в нынешнем Азербайджане). Был он человеком зажиточным и очень коммуникабельным (его уважали все – и власти, и народ). Прожил он долгую жизнь и умер около 1937 года. По семейному преданию, однажды у него три дня гостил Коста. Тедо зарезал корову и устроил большой пир в честь знаменитого земляка: Къоста, дам, хасты размæ йæхи фæсвæд кодта æмæ, дам, афтæмæй бахауд Тедомæ. Фæци йæм æртæ боны. Тедо, дам, хъуг аргæвста æмæ куывд скодта: мæ номдзыд æмзæххон, дам, мæм æрхаудта.
Я долго искал подтверждение этому рассказу в биографии Коста, но, к сожалению, ничего пока  не нашел. Единственная зацепка – это упоминание о том, что Коста перед второй ссылкой из Пятигорска выехал в Тифлис, чтобы выяснить дело в Канцелярии Наместничества. Другая возможная зацепка – сестра Коста Ольга тогда была замужем за Кайтмазовым. И в одно время он жил и работал в Закавказье. Если уточнить, где именно жила тогда Ольга, то, возможно, это поможет прояснить, как поэт попал в Казах.
Третий факт (он упоминается и в литературе. См.: Догузов П. В. Революционное движение в Юго-Осетии в конце ХIX – начале ХХ вв. Сталинир, 1960) связан с помощью жителям Южной Осетии. 
Весной 1902 года по наущению грузинских князей Амилахвари и Р. Эристави, подчиняться которым отказывались жители села Сатикар, власти решили наказать село. В Сатикаре была поставлена экзекуция казаков (обычная тогда форма «наказания» осетинских сел) на полном довольствии жителей села. Казаки всячески притесняли сельчан, никого не впускали и выпускали из села, дважды в день устраивали проверки.
Тогда сатикарцы решили обратиться к Коста Хетагурову, который в это время жил во Владикавказе. Трое жителей села, один из них - Датика Догузов, дед моего покойного друга Амирана Догузова, ночью тайком выбрались из села и пешком через перевал добрались до Владикавказа. Там  они разыскали Коста и рассказали ему о своей беде. Коста пообещал им помочь. По воспоминаниям, он якобы сказал им: «Не беспокойтесь, возвращайтесь домой, а об экзекуции я позабочусь». И, действительно, пока они возвращались (а на это ушло несколько дней), экзекуция была снята. Жители села были очень благодарны Коста.  Сатикарцы до сих пор хранят память об этой помощи великого поэта и заступника.

На фото: Тедо Джиоев с супругой Бабале и стражником Жорой Мелкоевым.

 
Мурат ДЖИОЕВ,
кандидат исторических наук, 
Полномочный представитель Президента РЮО
по вопросам постконфликтного урегулирования
Рубрика: "Русское слово в Южной Осетии", №2(16), 2019 год | Просмотров: 532 | Добавил: Редактор | Дата: 27 Июля 2024 года.
Друзья сайта
Президент РЮО
Правительство РЮО
Парламент РЮО
МИД РЮО
Посольство РФ в РЮО
Представительство Россотрудничества в РЮО
Международная ассоциация преподавателей русского языка и литературы
Координационный совет общественных организаций российских соотечественников
в Южной Осетии

Газет "Хурзæрин"
Газета "Южная Осетия"
"Sputnik - Южная Осетия"
ИА "Рес"
МИА "Южная Осетия сегодня"


Календарь
«  Декабрь 2019  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031
Архив записей