25 Февраля 2024
"Надо любить и хранить те образцы русского языка, которые унаследовали мы от первоклассных мастеров". Д.А.Фурманов
Меню сайта
   Главная
   Новости
   Об АПРЯЛЮО
   Журнал, юбилеи
   Подшивка
   Конференции
   Семинары
   Конкурсы
   Международное
    сотрудничество
   Достижения студентов
    и школьников
   Методический уголок
   Литературная страничка
   Объявления
   О сайте
Поиск на сайте


Статистика


Методика написания сочинения по картине м. Туганова «Расстрел тринадцати коммунаров»
Наступивший 2020-й год в Южной Осетии проходит под знаком столетия геноцида осетинского народа. К работе по всестороннему отражению фактов геноцида нашего народа привлечены и образовательные учреждения страны, в том числе объявлен конкурс  на лучшее  сочинение.

1. При написании сочинения по картине во вступлении необходимо обязательно указать жанр картины, ее название и автора. Также можно вкратце рассказать об истории картины, ее значении в жизни художника или в искусстве в целом. Если эта информация учащимся  неизвестна, напишите о том, почему автор обратился к этой теме. Например:

Перед нами картина замечательного осетинского художника и общественного деятеля Махарбега Туганова «Расстрел 13 коммунаров».  Она рассказывает о реальном историческом факте – казни осетинских повстанцев. В год празднования юбилея выдающегося художника обнаружилась пропажа  этого  исторического  полотна мастера.  Оно находилось в экспозиции Государственного музея РЮО. Когда один из составителей юбилейного альбома, посвященного 130-летию М. Туганова,  пришел в музей, чтобы переснять картину, то обнаружилось, что картины в музее нет. Многие из жителей Цхинвала помнят, что картина находилась на видном месте - на стене лестничного пролета, ведущего к художественной экспозиции. Именно эта картина, размером 2 на 2,5 метра,  встречала посетителей музея, которые поднимались знакомиться с экспозицией на второй этаж. На ней  изображена казнь осетин-повстанцев - 13-ти  коммунаров, расстрелянных грузинскими меньшевистскими гвардейцами 20 июня 1920 года. Картина не только известная, но и знаковая. Ни одно издание, посвященное событиям первого геноцида осетин, не обходится без ее репродукции. Понятно, что пропажа такой картины не может оставаться без внимания. Известно, что эта картина очень раздражала наших южных соседей из Грузии.

2. Что изображено на картине (краткое описание сюжета)

«8 июня на многолюдном митинге в центре Цхинвала была провозглашена советская власть во всей Южной Осетии. Это событие  послужило для грузинских властей формальным поводом к началу широкомасштабного вооруженного вторжения на ее территорию. В область были направлены карательные отряды, которые начали операцию против мирного населения.

Во время одной из таких карательных операций к грузинским войскам в плен попал небольшой отряд осетинских повстанцев из 13 человек, самому младшему из которых  было 16 лет. Их били, унижали, но они отказались подчиниться. 20 июня участники сопротивления были казнены.
 
Расстрел коммунаров  вдохновил на творчество не одного художника. Не остался равнодушен к этой теме и Махарбек Туганов. А возможно, геноцид 20-х годов – боль души  художника, поэтому он и решил изобразить его на своем полотне?

3. Что изображено на переднем плане?

Подумайте, на чем художник заостряет внимание, что выделяет на картине и для чего он это делает? Если на картине есть герои, нужно описать их (поза, выражение лица, одежда, общий внешний вид, настроение и т.п.).

Описывая то, что изображено на переднем плане, вы можете использовать фразы:
  • Путешествие в мир картины начинается с _______(чего?)
  • На переднем плане картины художник изобразил _____(что?)
  • На переднем плане художник выделил_____(что?) (определенным цветом (указать) и/или композиционно): слева от….виднеется…
В центре картины колоритно выделяются  две фигуры: разгневанный мужчина лет тридцати изображен светлыми  красками, на нем простая крестьянская рубаха. Видимо, он лидер отряда. В противовес ему в черных тонах изображен  священник. Он весь растрёпанный. В его взгляде и жестах чувствуется страх. Эта горстка  людей  даже в плену внушают ему ужас.

Несмотря на то что повстанцев ведут на казнь,  они  не  скрывают свой гнев. Священник пришел причастить их перед смертью, а  изображенный в центре герой демонстративно бросает на землю крест и указывает на него.  С немой картины четко слышится его возмущение: «Это и есть ваша вера, ваша религия!?!».

4. Что изображено на заднем плане?

Описывая то, что изображено на заднем  плане,  можно использовать фразы:
  • На заднем плане картины расположилось (используйте нужную форму) _______(что?/кто?)
  • Задний план занимает_____(что? кто?)
  • Вдалеке открывается_____(что?)
Прямо перед нами изображены____(кто? что?); справа от… находится…
Задний план занимают люди с оружием в руках. Их лица не выражают никаких эмоций. Чувствуется, что они ждут приказа командира, который стоит отдельно во всеоружии.

5. Цветовая гамма (колорит) картины и ее роль в выражении основной идеи картины, авторской позиции.

Опишите цвета и оттенки цветов, которые использует художник. Какие это цвета – теплые или холодные? Почему автор выбирает те или иные краски? А возможно, художник противопоставляет какие-то цвета и оттенки?
  • Изображая ____(что?), художник использует огромную гамму цветов и оттенков (далее подробно описать цветовую гамму картины)
  • Поражают цвета на картине: ____(перечислить)
  • На картине преобладают ______(какие?) цвета. Это делает картину____(какой?)
  • Используя _____(какие) цвета и оттенки, художник добивается _______(какого?) настроения.

Изображая повстанцев, художник использовал светлые тона: такое ощущение, что от них исходит свет. Даже небо над ними светлее. Каратели предстают с картины в черно-серых тонах.

Благодаря контрасту белого и черного  цветов, мы понимаем идею художника: четко отделить осетин от остальной  массы.

Этим автор решает показать нам весь трагизм происшедшего в 20-е годы прошлого века.

6. Настроение, эмоции, вызываемые этим произведением искусства.

Опишите свои впечатления от картины.
Картина создает ____(какое?) настроение.
От этого полотна веет _____(чем?).

Когда я смотрю на картину М. Туганова «Расстрел тринадцати коммунаров», то вспоминаю рассказы очевидцев этих событий.
 
Моя бабушка была тогда совсем ребенком (три года), и мать через перевал несла ее на руках; старший брат бабушки (на год старше) держался за подол матери. Из большой зажиточной семьи уцелели только моя прабабушка и двое ее детей. Теперь уже никого из них в живых нет.

Я рада, что спустя 100 лет так широко освещают события тех дней. Новое поколение должно знать свою историю. Художнику удалось гениально передать весь трагизм произошедшего.

Заира КАБУЛОВА,
директор ИПКРО
Рубрика: Методический уголок | Просмотров: 437 | Добавил: Редактор | Дата: 25 Февраля 2024 года.
Друзья сайта
Президент РЮО
Правительство РЮО
Парламент РЮО
МИД РЮО
Посольство РФ в РЮО
Представительство Россотрудничества в РЮО
Международная ассоциация преподавателей русского языка и литературы
Координационный совет общественных организаций российских соотечественников
в Южной Осетии

Газет "Хурзæрин"
Газета "Южная Осетия"
"Sputnik - Южная Осетия"
ИА "Рес"
МИА "Южная Осетия сегодня"


Календарь
«  Декабрь 2020  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031
Архив записей