Изучение курса «История медицины», входящего в профессиональный цикл общегуманитарных дисциплин для студентов-медиков ЮОГУ, направлено на углубление специальных медицинских знаний обучающихся, понимание ими сущности и социальной значимости своей будущей профессии, формирование устойчивого интереса к ней. Познание закономерностей развития медицины и врачевания в различные исторические периоды поможет ориентироваться в историческом процессе поступательного развития медицинской мысли и практики с древнейших времен до современности, раскрыть гуманизм медицины как науки, воспитать чувство гордости и уважения к врачебной профессии.
Одним из источников истории изучения медицины являются письменные памятники. Лучшим памятником медицины Салерно признан знаменитый «Салернский кодекс здоровья», написанный в начале XIX-го века прославленным врачом Арнольдом из Виллановы. В этом небольшом стихотворном сочинении «Рэгимен санитатис» («Кодекс здоровья»), собраны достижения блестящей медицинской школы Салерно, ставшей центром медицины средних веков и оказавшей значительное влияние на последующее развитие медицинских знаний.
При изучении темы программы «Медицина Европы в эпоху раннего и позднего Средневековья» студенты ЮОГУ имеют возможность познакомиться с самим памятником в виде книги-перевода Кодекса (Москва, изд-во «Медицина», 1970 г.) и использовать ее при подготовке контрольных работ, рефератов и курсовых проектов. Перевод «Салернского кодекса здоровья» с латинского на русский язык выполнен профессором Московского медицинского института Ю. Ф. Шульцем. Книга имеется в личной библиотеке автора этих строк.
На занятиях студенты-медики узнают историю возникновения памятника, его автора, создают картину развития медицинской школы Салерно, воспитавшей немало талантливых врачей-ученых, приходят к пониманию значения Салернской медицины, ее актуальности и в наши дни. Салернские предписания для сохранения здоровья не утратили своего значения и во многом соответствуют современным гигиеническим и диетическим требованиям.
Салерно, столица Лангобардского герцогства в Римской империи, уже в IX-м веке н. э. стал известен не только своими природными данными для поправления здоровья, но и как город, где возникла корпорация врачей «Сivitas Hippocraticа» («Гиппократова община»), бережно хранившая достижения античной медицины и успешно продвигавшая медицинские знания и практику. Вскоре эта корпорация была преобразована во врачебную школу – первую в Западной Европе. В ней работало много выдающихся врачей-ученых того времени, которые осуществляли лечение больных, а также обучение врачебному искусству. Опыт врачевания Салернской школы находил отражение в многочисленных научных трудах. Ранний период жизни школы, который называют еще греческим, длился от начала открытия школы до XII века и отмечен появлением медицинских сочинений практического характера. Следует назвать книгу наиболее употребительных средств школы, содержащую около 60 рецептов, - «Антидотарий» и практическое руководство по диагностике различных заболеваний «Пассионарий», автором которого считают ученого Гариолонта (или Вариолонта).
Следующий период становления школы Салерно – греко-арабский. Он связан, прежде всего, с именем выдающегося врача XI-го века Константина Африканского, который занимался не только врачебной практикой, но и переводческим трудом. Константин перевел медицинские сочинения с арабского на латинский и познакомил с ними Салерно. Деятельность Константина и ряда других врачей знаменует расцвет школы Салерно. Среди них Иоанн Платеарий, автор краткого практического руководства по медицине, сочинений о лихорадках и местной патологии, начиная с головы и до нижней части туловища; Феррарий, написавший сочинение о лихорадке.
XII век был временем подъема Салернской медицины. Школа Салерно к середине XII-го столетия имела уже значительную собственную медицинскую литературу. На ее базе был создан трактат «О лечении заболеваний», охвативший все известные в то время болезни и их лечение. В середине и во второй половине XII-го века успешно трудились на врачебном и научном поприще в школе Салерно целители и ученые Мавр, Урсо, Музандин. Труды этих ученых высоко ценились современниками и были известны в последующие времена. Так, сочинение Музандина о приготовлении кушаний и напитков для больных пользовалось широкой известностью. Лучшим собранием трудов школы в середине XII-го века являлся Бреславльский кодекс.
В начале XIII-го века врачебная школа Салерно приобрела такую известность, что король Сицилии и германский император Фридрих II (1212-1250) наделил салернскую школу, единственную в империи, исключительным правом присваивать звание врача и запретил заниматься медицинской практикой без соответствующей лицензии этой школы. Пять лет обучения завершались обязательной практической работой в течение одного года. Обучению предшествовал трехлетний подготовительный куос. Вскоре Салерно получил известность медицинского центра всей Европы.
Тогда же, в начале XII-го века, в Салерно появился и свод произведений преподавателей медицинской школы – «Flos medicinae» («Цвет врачебного искусства»). В этом труде, написанном в стихах, как было принято в то время, нашли освещение самые различные вопросы, касающиеся назначения медицины, облика врача, теории заражения. Салернская школа средневековья была светской. В жизни школы деятельное участие принимали многие граждане города. Они, так же как и профессора и студенты, освобождались от государственных налогов за свою работу при школе. Деканы-приоры салернской школы были не католические монахи, а семейные люди. Салернская медицинская школа была передовой и в том смысле, что среди прославленных профессоров школы было немало женщин. Так, в XI-м веке в школе Салерно преподавала и лечила Абесела, написавшая впоследствии трактаты «О черной желчи» и «О природе человеческого семени». В истории школы сохранилось имя Тротулы – «nobilis matronа». Ученая женщина Тротула читала лекции в Салерно около 1059 г. До нас дошли некоторые из ее трудов: «О женских болезнях», «О составлении лекарств». В XIV-м веке довольно успешна была врачебная деятельность Константы Календы, дочери декана Неаполитанского медицинского факультета, доктора медицины, и женщины-хирурга Меркуриадис. Врач-ученый школы Салерно Ребекка Гуарна написала трактаты «О лихорадках», «О зародыше».
Наибольшего расцвета Салернская врачебная школа достигла в XIV-м веке. Она стала признанным центром медицины Европы в средние века.
Самая яркая фигура медицины Салерно в XIV веке, да и на протяжении всей истории существования школы целителей, – это Арнольд из Виллановы, автор «Салернского кодекса здоровья», лучшего сочинения Салернской медицинской школы. Испанский врач, философ и алхимик, он рано задумался над вопросами продления жизни человека и борьбы со старостью. Многолетние усилия по изучению приемов и методов врачевания, активная преподавательская и практическая деятельность в Парижском университете и университете Монпелье, знакомство с арабской медициной привели магистра Арнольда к пониманию значимости специальных знаний для укрепления здоровья, сподвигли на поиск способов передачи своего опыта другим лекарям того времени. Много сделано им в науке о ядах и противоядиях, в вопросах диететики и гигиены, изучении лечебных свойств вина.
Врачебная и педагогическая работа Арнольда в начале XIV-го века была связана со школой Салерно. Изучив труды медицинской школы Салерно, представил в своем труде медицинское кредо школы в области диететики и предупреждения болезней. Изложение имеет стихотворную форму, по обычаю того времени: советы лучше запоминаются.
390 стихотворных строк составил научно-поэтический труд Арнольда «Сочинение врачевателя». Это свод правил и советов по гигиене и практической терапии. Поэма получила широкую известность под названием «Regimen sanitatis Salernitanum». Впервые была издана в 1480 году и выдержала более 300 изданий. Переведена на многие европейские языки.
Произведение Арнольда из Виллановы, написанное в XIV-м веке, оставалось лучшим трудом школы Салерно вплоть до середины XIX-го столетия, пока школа не прекратила свою деятельность. Это одно из достояний средневековой медицины, великолепный памятник медицины Средневековья, замечательный образец европейской культуры.
Памятник медицины «Салернский кодекс здоровья» состоит из 102 глав, в которых изложены советы по ведению здорового образа жизни, сохранению и продлению жизни человека. Начальные строки памятника таковы: «Если хочешь здоровье вернуть и не ведать болезней, тягость забот отгони и считай недостойным сердиться». Далее предлагается совет не пренебрегать правилом: «Веселость, хорошее настроение – залог здоровья». В переводе Ю. Ф. Шульца эти строки звучат так:
Если врачей не хватает, пусть будут врачами твоими
Трое: веселый характер, покой и умеренность в пище.
В центральных главах поэмы (до 80-й главы) изложены диетико-гигиенические наставления, касающиеся главным образом режима дня и питания. Подробно описываются различные пищевые продукты, плоды и растения, их свойства и лечебное действие:
Свежие яйца, багряные вина, супы пожирнее,
Хлеб из тончайшей муки – доставляют телесную крепость.
(Глава 8)
Глава 21 посвящена хлебу – главному продукту здоровья:
Хлеб не горячим да будет, а также еще и не черствым,
Квашеным должен и пористым быть, хорошо пропеченным,
В меру соленым; мука пусть хорошая будет для хлеба.
Корку, однако, не ешь, ибо желчь твою высушит корка.
Квашеный хлеб, хорошо пропеченный и в меру соленый,
Чистый, здоровье дает, а иной никуда не годится.
О пользе другого продукта, вишни, читаем:
Если ты вишен поешь, то получишь немалые блага:
Чистят желудок они, а ядро – от камней избавляет;
Будет хорошая кровь у тебя от мякоти ягод.
Автор памятника призывает не отрекаться от мяты, а шалфею отводит особую роль в сохранении здоровья человека. Как ода звучат слова:
Ты наш спаситель, шалфей, и помощник, природою данный.
(Глава 56)
Предписание Арнольда «всем соблюдать им привычную в жизни диету» опирается на учение древних врачевателей. Он утверждает, что диету должен назначать врач – сколько, когда, почему, где, как часто и что применимо. В этом состоит «высший закон медицины – диету блюсти неуклонно», - убежденно говорит Арнольд в главе 52 своего бессмертного трактата.
В списке наставлений памятника – советы делать полезные движения и омовения:
Быть ты желаешь здоровым, лицо мой чаще и руки:
После еды омовенье несет наслажденье двойное:
Делает чистыми руки, а зрение делает острым.
(Глава 20)
Обратимся к главе 81 памятника, где говорится о том, что человеческий организм сложен из
«…двухсот девятнадцати вместе
Разных костей, а зубов у него двенадцать плюс двадцать;
Триста, еще шестьдесят и пять кровеносных сосудов».
О четырех жидкостях (влагах) человеческого организма и их воплощении в четырех материальных стихиях (вода, земля, воздух, огонь) повествует следующая глава «Кодекса…». Автор с большим художественным мастерством характеризует четыре темперамента человека:
Каждый сангвиник всегда весельчак и шутник по натуре.
Великодушен и щедр, неизменно стремится к вершинам (о холерике).
Всякий флегматик сонлив и ленив, тучен он телом и разумом туп.
«Жадны, печальны, их зависть грызет, своего не упустят (о меланхоликах)
В сочинении описаны и недуги, проистекающие от избытка одной из четырех жидкостей человеческого тела. В главах 87 – 91 читаем:
Справа болит, шершавый язык, звон в ушах постоянный,
Сон пропадает, а часто и рвота – от желчи избытка.
Заключительные главы памятника (92 – 102) содержат свод медицинских знаний о кровопускании (флеботомии) – излюбленной врачебной процедуре средневековых целителей. Указаны благоприятные и неблагоприятные для кровопускания время и возраст человека, описывается поведение подвергшегося флеботомии и польза ее.
Флеботомия нам взор обостряет и мысли и разум
Делает ясными, костный наш мозг согревает к тому же,
Чистит кишечник и в норме содержит живот и желудок,
Ясность дает ощущений и сон, тошноту изгоняет,
Голосу, слуху и силам способствует, их укрепляя.
Май и сентябрь, и апрель для пускания крови пригодны;…
Выпустишь кровь в это время – и будет тебе долголетье.
(Глава 92)
Автор подчеркивает, что флеботомия «и боли изгонит из сердца», и завершает свое произведение выводом-рекомендацией:
«Выпустишь кровь – различные блага получишь», имея в виду блага здоровья.
«Салернский кодекс здоровья» - труд, в первую очередь, практического характера. Историки медицины высоко ценят заслуги салернской медицинской школы. Немецкий поэт XII-го столетия писал:
Каждый согласен: по праву Салерно – бессмертная слава,
Целого света стеченье туда, чтоб найти исцеленье.
Изучение этого великолепного памятника средневековой медицинской литературы на занятиях со студентами ЮОГУ может быть продолжено обсуждением следующих вопросов:
1. В последующие эпохи врачи в своей трудовой деятельности прибегали к опыту целителей Салернской медицинской школы.
2. Осетинская научная медицина также начиналась с изучения «Салернского кодекса здоровья».
Таким образом, наиболее известный врач-ученый Салернской медицинской школы Арнольд из Виллановы написал книгу, в которой использовал весь практический опыт врачевания, накопленный древнегреческими, и впоследствии средневековыми целителями и лекарями за многие столетия. Этот опыт применим и по сей день.
Литература:
- Арнольд из Виллановы. Салернский кодекс здоровья. – М. Мушина. – 1970.
- Бачило Е. В. История медицины. – М.: Эксмо, 2007.
- Саблина Н. П. «Салернский кодекс здоровья» на Руси. Русская речь. – 1987, №1.
Алана Алборова,
старший преподаватель кафедры химии и медицины
Юго-Осетинского государственного университета
имени А.А. Тибилова. |