Проблема геноцида, безусловно, очень важна для общества и человечества в целом. Хорошо продуманные способы предотвращения совершения данного вида преступления, а также меры наказания лиц, виновных в совершении геноцида, способствуют стабилизации обстановки на нашей планете. Каждый прожитый нами день уходит в историю, из нее же видно, что мир в прошедшем, XX, веке претерпел колоссальные изменения.
На данный момент очевидно, что наиболее важными глобальными проблемами являются недопущение каких бы то ни было войн между народами и государствами, а также обеспечение мира и самое главное недопущение геноцида. Ведь геноцид - грубейшее нарушение общепризнанных принципов и норм международного права, прав и свобод человека.
11 декабря 1946 года Генеральная Ассамблея ООН, приняв на первой сессии резолюцию, заявила:
«Геноцид - отрицание права на жизнь целых групп людей… такое отрицание права на жизнь потрясает человеческое сознание, ведет к огромным потерям человечества в целом, потерям вклада этих групп в культуру и другие сферы, оно противоречит моральным нормам, духу и целям ООН».
Ответственность за геноцид, как и за остальные преступления против мира и безопасности человечества, в УК РФ предусмотрена последней главой Особенной части. Преступление геноцид предполагает убийство значительного числа лиц, а также совершение других тяжких посягательств.
Ответственность за геноцид наступает независимо от того, «совершается он в мирное или военное время». Субъектом геноцида может быть как должностное лицо (в том числе руководители государства), так и частное лицо. Поскольку геноцид не рассматривается как политическое преступление, то выдача лица, его совершившего, является обязанностью государств, подписавших Конвенцию (ст.7).
Согласно ст. 6 Конвенции «О предупреждении геноцида и наказании за него» (1948 г.), лица, обвиняемые в геноциде, должны быть осуждены компетентным судом того государства, на территории которого совершен геноцид, или международным уголовным судом, юрисдикцию которого признает государство, подписавшее Конвенцию. Руководители или граждане государств, которые осуществляют геноцид, национальными судами этих государств, как правило, не осуждаются.
Для обеспечения объективности в вопросе о квалификации геноцида и наказания за его совершение крайне важно учреждение постоянно действующего международного уголовного суда, юрисдикция которого имела бы приоритет в отношении юрисдикции национальных судов. По итогам Дипломатической Конференции, проведенной в 1998 г. под эгидой ООН в Риме, 160 государствам-членам ООН был представлен на ратификацию договор об учреждении постоянно действующего Международного уголовного суда.
Ст. 8 Конвенции 1984 г. гласит: «Каждый участник Конвенции может обратиться к соответствующему органу объединенных наций с требованием принять, в соответствии с положениями Устава ООН, все необходимые, по его мнению, меры в целях предупреждения и пресечения актов геноцида или одного из других перечисленных в ст.З деяний».
Ряд государств, установивших в своем национальном законодательстве ответственность за геноцид, выбрали путь его расширительного, по сравнению с Конвенцией, толкования. Вот почему важно и в национальном, и в международном уголовном праве четко сформулировать признаки смежных составов преступлений с тем, чтобы обеспечить максимально эффективное применение соответствующих уголовно-правовых норм.
Геноцид в Южной Осетии не осужден. Это тоже преступление, и совершаем его отчасти уже мы. В 1920 г. и 1989-1992 гг. погибло очень много осетин, а грузинские агрессоры не понесли никакой ответственности. И с еще большей жестокостью решили совершить очередную попытку геноцида против осетинского народа в 2004 году – холодные окопы и бессонные ночи. Но, благодаря нашему мужественному народу и мудрому руководству во главе с истинным патриотом Осетии Кокойты Э. Дж. нам удалось предотвратить очередное кровопролитие.
Южная Осетия потребовала признать геноцид осетин и выразила свою готовность в поисках справедливости обратиться не только в Конституционный суд России, но и в Международный суд в Гааге, считая, что в отношении осетин в 1918-1920 гг. и в 1989-1992 гг. имел место геноцид со стороны Грузии. Только в конце XX века погибло в общей сложности более 1 тыс. человек, свыше 100 тыс. стали беженцами, 3,5 тыс. человек считаются пропавшими без вести. Более 100 осетинских сел подвергались сожжению и разграблению, а в Цхинвале было разрушено 180 домов. По подсчетам юго-осетинской стороны, общий ущерб, причиненный Грузией, составил 56,1 млрд. руб. по ценам 1992 г., что на данный момент составляет около 18,2 млрд. В списке преступлений, совершенных против осетинского народа, - убийства по национальному признаку, расстрелы военнопленных, нанесение экономического ущерба Южной Осетии.
В 1992 г. тогдашний президент Грузии Эдуард Шеварднадзе признал, что «грузинский народ не сможет смыть с себя это пятно кровопролитий в течение многих веков», а в отношении осетин назвал «провинциальным фашизмом», в частности, период правления 3. Гамсахурдиа. Среди конкретных событий того периода - расстрел 36 человек на Зарской дороге и Ередская трагедия, когда близ одноименного грузинского села были заживо захоронены 12 молодых парней осетинской национальности.
Общий иск Южной Осетии по поводу геноцида Грузии в отношении осетин будет составлен из двух частей. Первая — обращение южноосетинского Парламента в Госдуму, Парламентскую ассамблею Совета Европы, в Парламент Северной Осетии и к мировой общественности с призывом о признании факта геноцида народов, проживающих в Южной Осетии. Вторая - частные заявления граждан, которые пострадали в результате боевых действий. Они будут подаваться в Международный уголовный суд в Гааге для возмещения ущерба.
Южно-осетинский Парламент намерен обратиться в Международный суд в Гааге с иском по поводу геноцида осетинского народа со стороны Грузии. Цхинвал намерен потребовать от Тбилиси 18 миллиардов долларов.
По словам полпреда Президента РЮО в РФ Д. Медоева: «В наших материалах особое место занимают убийства мирных жителей по национальному признаку, расстрелы военнопленных, применение пыток и захват заложников, разрушение памятников культуры и нанесение экономического ущерба. Кроме того, Представительство Республики возмущено тем, что грузинская сторона призывает международное сообщество потребовать от Южной Осетии разоружения в одностороннем порядке.
Что же касается «прямого диалога с Россией» и упований на международное сообщество, считаем, что Грузии диалог надо вести с Южной Осетией, с осетинским народом, потому что Грузия осуществила вооруженную агрессию против Осетии и устроила геноцид осетинскому народу. Милиция и армия Грузии, сжигая села и убивая мирных тружеников, огнем и мечом прошлись именно по Южной Осетии, а не по России и не по странам ОБСЕ. Мы высоко ценим роль России, ее посреднические усилия в урегулировании грузино-осетинского конфликта. Эта высокая роль признается всеми международными инстанциями. Любые спекуляции о том, что у Грузии, якобы, конфликт не с Южной Осетией, а с Россией, мы считаем абсолютно безграмотными, недопустимыми и провокационными. В таком случае у нас есть все основания заявить, что у Южной Осетии конфликт не с Грузией, а с Соединенными Штатами, которые вооружают и обучают ее войска, обстреливающие наши дома и убивающие наших мирных граждан».
Россия все активней упоминает тему Косово по отношению к Грузии.
Заявление Президента Путина о том, что при возможном провозглашении независимости Косова, он поставит вопрос о независимости Абхазии и Южной Осетии вызвало возмущение грузинского общества. На эту тему корреспондент «Мтели Квара» беседовал с политологом Георгием Хелашвили.
«Мтели Квара»: Какой статус может быть присвоен Косову?
Георгий Хелашвили: Существует три варианта решения: 1. Косово станет независимым в пределах сегодняшних границ. 2. Вернется в состав Сербии и, как говорят сербы, они присвоят им статус, который будет меньше независимости, но больше, чем существующее правление. 3. Это разделение Косова на две части - северную, которая представляет собой продолжение Сербии, и южную, которая станет независимой или в перспективе соединится с Албанией.
«Мтели Квара»: Можете провести параллель между Косовом, Грузией и Южной Осетией?
Георгий Хелашвили: Это интересный вопрос. Президент России Путин заявил, что, если Косово признают независимым, тогда должны быть задействованы универсальные принципы. Южная Осетия и Абхазия должны получить статус. На эту тему мы отвечаем, что между Грузией и Сербией большая разница. Мы не устраивали геноцид в Абхазии и Южной Осетии. Второй фактор отличия заключается в том, что в Абхазии и Южной Осетии большинство населения составляли грузины, тогда как в Косово 90% населения состояло из албанцев. Поэтому трудно в этом случае проведение политической параллели.
По-моему, рано или поздно вопрос Косова решится, исходя из того, что будет более верным решением в вопросе безопасности. По отношению к Грузии случится то же самое. Вопрос решится так, как будет лучше - признание независимости Абхазии и так называемой Южной Осетии, возвращение в состав Грузии или разделение.
«Мтели Квара»: Какие шаги должно предпринять грузинское правительство для того, чтобы этот вопрос решился в нашу пользу?
Георгий Хелашвили: Сегодня главное - показать миру, что управлять этими регионами мы можем демократическим путем. Самой большой ошибкой для нас будет вторжение в эти регионы военным путем, так как существует большой риск, что быстро мы не сможем вернуть эти регионы, этот конфликт растянется, и международное сообщество, возможно, придет к заключению, что надо признать независимость Абхазии и так называемой Южной Осетии.
«Мтели Квара»: Интересно, какую роль играют США в принятии решения?
Георгий Хелашвили: Американцы в геополитических интересах поддержат целостность Грузии, но только до определенного уровня. Если Грузия постоянно будет создавать проблемы, тогда геополитический аргумент США не будет иметь вес, так как они не являются региональным игроком.
«Мтели Квара»: Что конкретно должно сделать грузинское правительство в такой ситуации?
Георгий Хелашвили: Грузинское руководство должно работать в нескольких направлениях, чтобы Грузия смогла объединиться. Первое - достичь максимального демократического уровня. Второе — выиграть информационную войну в том смысле, чтобы представить роль России в этом конфликте. Если Запад убедится, что Россия является главным действующим лицом этого беспорядка, тогда у Грузии будут сторонники. Сегодня выиграть информационную войну не составляет трудности. Единственное, что не должно делать грузинское правительство, - это военное вторжение в конфликтные регионы».
И невооруженным глазом здесь просматривается сущность Грузии…
В этом году Южная Осетия отмечает 13-ю годовщину Зарских событий, потрясших весь прогрессивный мир. Этот геноцид до сих пор никем не признан. Определенные политические силы в своих преступных интересах пытаются представить события 1989- 1992 гг. как мелкую межнациональную стычку. Эти же силы во многом препятствуют и обсуждению темы геноцида. Между тем, зверства грузинских неофашистов, совершенные против осетин, потрясли всех очевидцев - журналистов, военнослужащих внутренних войск СССР и др.
В этом году исполнилось 90 лет другой трагедии XX века - геноциду армянского народа в 1915 г., устроенному Османской Турцией. Надо сказать, что в действиях младотурецких банд и грузинских неофашистов много общего. Вначале у армян, проживавших в Турции, было изъято все оружие - вплоть до ножей. Из тюрем были выпущены турецкие уголовники и всякого рода отморозки, из которых были сформированы отряды для истребления армян. Формальным поводом к резне армянского населения послужило их положительное отношение к России, с которой Турция собиралась начать войну. Прежде всего была уничтожена армянская интеллигенция. Еще одно сходство младотурецких правителей и их грузинских коллег заключается в том, что и те, и другие, истребляя своих жертв, обвиняли последних во всех немыслимых преступлениях, представляя их мятежниками и бунтарями. В результате геноцида 1915 года Турция была «очищена» от армянского населения, имущество армян было разграблено правоверными турками. То же самое произошло и с осетинами, проживавшими в Грузии.
Разница между трагедиями осетинского и армянского народов состоит в том, что армяне лишь единожды подверглись геноциду. Что касается осетин, то при ближайшем рассмотрении обнаруживается, что политика геноцида осетин продолжается по сей день, начиная с 1920 г., то есть мы имеем дело с перманентным геноцидом. Поэтому утверждение, что осетины подверглись геноциду два раза - в 1920 и 1988-1992 гг. не совсем правильна: геноцид осетин в скрытой форме осуществлялся «братской» Грузией и в эпоху пролетарского интернационализма и дружбы народов. За годы советской власти в Грузии были насильственно ассимилированы десятки тысяч осетин, уничтожалась национальная интеллигенция, подавлялось национальное самосознание, претворялась в жизнь политика экономической дискриминации Южной Осетии. И все это делалось под трескучие фанфары официальной демагогии. Постепенно скрытая форма геноцида переросла в открытую фазу в 90-х года XX века.
Другое существенное различие между судьбой армян и осетин заключается в их отношении к собственной трагедии. Армения до сих пор не имеет дипломатических отношений с Турцией и не требует от последней признания факта геноцида. Армянские диаспоры во всем мире ведут кампанию с целью добиться от международного сообщества признания геноцида 1915 г., чего не скажешь об осетинах, которые в годы советской власти легко забыли о 1920 г., всерьез поверив в «мыльную» дружбу народов. Осетинский народ должен понять, что добрососедские отношения с Грузией невозможны по определению до тех пор, пока не произойдет дефашизация грузинского общества. В противном случае политика истребления осетин будет иметь дальнейшее продолжение. Армяне ценой многолетних усилий добились того, что полтора года назад парламент Швейцарии признал геноцид армян Турцией. Кроме того, многие европейские политики основным условием для Турции, которая хочет вступить в Евросоюз, считают признание геноцида армянского народа. Одним словом, осетинам надо следовать примеру армян, если мы действительно хотим признания и осуждения международным сообществом политики геноцида, осуществляемого соседней Грузией в отношении осетин.
На встрече экспертных групп полномочных делегаций по урегулированию грузино-осетинского конфликта в Гааге юго-осетинская сторона поставила вопрос о геноциде, потребовав политико-правовой оценки событий 1989-1992 гг., что вызвало агрессивную реакцию грузинской стороны, назвавшей это абсурдом. Грузинская сторона и сотрудники международных организаций отказываются признавать геноцидом массовые убийства мирных жителей по национальному признаку. Однако согласно всем соответствующим международным конвенциям, декларациям и другим нормативным актам, это является именно геноцидом. А где геноцид — там и фашизм, потому что только фашистская идеология и фашистское государство способны осуществлять такие варварские акты жестокости.
Фашизм в Грузии настолько поднял голову, что угрожает не только соседним республикам, но даже самому существованию грузинского государства, и об этом уже открыто заявил ряд политических и государственных деятелей Грузии, среди них - В. Рчеулишвили, глава Аджарии А. Абашидзе и другие.
В Тбилиси состоялся митинг, организованный партией «Союз демократического возрождения», целью которого был протест против фашизма в Грузии. «Афганцы», спортсмены, молодежь разных городов, регионов Грузии объединяются в борьбе с грузинским фашизмом. В Кутаиси создана Антифашистская общественная организация. По аджарскому телевидению показали такой сюжет: экран разделен на две части. Слева - кадр выступления Гитлера, справа - Саакашвили. Сходство было очевидным, включая интонацию и характерный выброс вверх правой руки.
Сегодняшний тяжелый период в Грузии в значительной степени связан с тем, что здесь в свое время не была проведена санация, сохранили свое влияние фашисты, занимавшие ответственные посты во время грузинского Гитлера - Гамсахурдиа, а лица, уничтожавшие мирных граждан-негрузин, сжигавшие осетинские и абхазские села, не только не привлечены к ответственности, но даже получили государственные льготы, пенсии и помощь.
К сожалению, нынешнее руководство Грузии не прислушалось к голосу разума, который звучал из Южной Осетии. Более того - оно продолжало неосмотрительно заигрывать с фашистскими силами в Грузии, кульминацией чего явилось увековечение памяти Звиада Гамсахурдиа. Это равносильно гипотетическому увековечению памяти Гитлера в Германии. А Шеварнадзе заявил, что годы правления Гамсахурдиа золотыми буквами будут вписаны в историю Грузии. Делалось это под лозунгами якобы «национального примирения». Однако какое примирение может быть с фашизмом? Пора понять, что фашизм никому, ни одному народу, ни одной нации еще не принес добра.
Хочу добавить и то то, что я горжусь своим народом, потому что даже после чудовищного злодеяния на Зарской дороге мы не унизились до палачества. У нас нет палачей, у нас есть мстители. Наш народ не отвечал соразмерным злом, а только подавлял боль от потери близких людей, надеясь на милосердие других государств.
Мы уверены, что у Осетии - большое будущее. Как говорят абхазы: «Тот, кто борется за Родину, всегда побеждает».
И мы победим!
Из книги: К. Е. Цховребова. Геноцид южных осетин. Цхинвал, 2018. Семья покойной, глубокоуважаемой Кристины Енверовны Цховребовой (1985 - 2018) выражает огромную благодарность Президенту Бибилову Анатолию Ильичу за финансовую поддержку в издании данной книги.