О флагах в Осетии есть отрывочные сведения. В основном - устные. Достоверных, документированных нет. Покойный Энвер Махарбекович Туганов рассказывал, что был еще флаг зеленого цвета с изображением Коста Хетагурова. Слышал я и о том, что у Хазби Аликова было боевое знамя красного цвета. Даже если бы никаких сведений не сохранилось о древней истории предков осетинского народа, надо было предполагать, и не только предполагать, но и утверждать: у такого народа, как аланы, отличавшегося высокой военной организацией с сопутствующими элементами - вооружением, тактикой и пр., безусловно, были соответствующие знаки подразделений для успешной военной деятельности в походах и битвах.
Флаг - один из древнейших символов, дошедших до наших дней. У многих народов он сохранился как символ единства, непоколебимости, боевой доблести и т. д. В этом смысле показателен и осетинский трехцветный флаг.
Как отмечает Ю. С. Гаглойти, символика трех цветов - белого, красного, желтого - восходит к глубокой архаике - к трехфункциональности скифского, легендарного нартовского и средневекового осетинского обществ. Отголоски этой трехфункциональности дошли до нас в пережиточных формах, зафиксированных в этнографии осетин.
О значении флага в семейной обрядности Осетии, об истоках символа этого атрибута военного дела у осетин великолепную статью написал Вилен Уарзиаты.
Вот красочный отрывок из сочинения Моисея Херенского (Мовсес Xоренаци) «История Армении»: «Как ураган несется по лесу, срывая листья, точно с такой же быстротой несутся юноши наши, с коней поднимая своих противников на копья. Золотое и серебряное оружие. Такое же убранство было на конях... Многие были в броне из ремней и кожи и представляли собою вид крепких скал, на голове у них развивались гривы, как листья тенистых деревьев. Вьющиеся на знаменах драконы с ужасно разинутой пастью, вздымаемые дыханием ветра». Многие народы переняли эти боевые знамена. Распространились они далеко за пределы Алании - как в пространстве, так и во времени, то есть в армиях древности и средневековья. Драконы изображались также и на флагах.
«Драконообразные» флаги этого типа у осетин не сохранились. Наличие такого флага-«дракона» отметила у сванов П. С. Уварова. Называется этот флаг «леми». В. В. Бардавелидзе - грузинский этнограф - описала его. Полотнище «сшито из желтой шелковой материи и имеет зооморфную форму… При спокойном положении изображение висит на древке бесформенной массой, а при движении знамени оно наполняется воздухом, вздувается и принимает форму животного». Она же, со ссылкой на К. В. Тревер, отметила, что знамя «леми» относится к драконовидным штандартам, засвидетельствованным во II веке у парфян, скифов, сарматов, даков, с III века - у римлян, а с IV века - у сасанидских царей, перенявших его от парфян. Кроме того, подобные штандарты существовали в Византии и Западной Европе.
Сказанное говорит о том, что в древности зооморфные штандарты, или боевые знамена, были широко распространены.
Итак, драконовидный флаг «леми» обнаружился не так далеко от Осетии у соседних сванов. О том, что и сваны заимствовали этот тип знамени, говорит следующее. В. В. Бардавелидзе продолжает: «В Сванетии мною засвидетельствовано несколько версий предания о происхождении знамени ЛЕМ. По одной версии - вызвавшей протест и сильное возмущение всех моих сказителей-стариков против свана, якобы исказившего предания, - знамя ЛЕМ было отнято у «татар» во время их поражения и бегства из Сванетии; по другой - оно было сшито самой царицей Тамарой и посвящено Сети Джграгу; наконец, по третьей версии, знамя вручила сванам богиня Ламариа, покровительница материнства, плодородия земли и в особенности хлебных злаков».
Версия, по которой знамя было сшито самой царицей Тамарой, вряд ли достоверна и напоминает легенды о строительстве этой прославленной царицей церквей и святилищ в горах Осетии. Легенды эти, надо полагать, сочинялись и рассказывались с целью придания особой значимости святым местам. Однако в сванской версии можно усмотреть рациональное зерно, т. е. отнести появление знамени у сванов ко времени правления царицы Тамары.
Еще большей архаичностью и легендарностью веет от версии, согласно которой знамя «леми» было вручено сванам мифическим персонажем - богиней Ламариа. Здесь, кроме того, явное несоответствие флага как атрибута военного дела и функций богини - покровительства материнству, плодородию земли и урожайности злаков.
Несмотря на фантастичность сюжета, и здесь, видимо, следует выделить рациональный момент - это то, что знамя «леми» попадает к сванам уже готовым, так сказать, в завершенном виде.
И наконец, высказанная вначале версия заслуживает, на наш взгляд, пристального внимания, т. е. версия, по которой знамя «леми» было отнято у «татар» во время поражения их и бегства из Сванетии. Обращает на себя внимание отношение автора В. В. Бардавелидзе к этой версии. Она поставлена первой; во вторых, слово «татары» взято в кавычки, т. е. это не татары татаро-монгольского нашествия или иранцы, а какой-то другой народ, отложившийся в народной памяти под этим этнонимом. Знаменательно и резко отрицательное отношение информаторов-сванов к этой версии, хотя сваны в ней выглядят весьма положительно - это победители, с честью отразившие враждебное нашествие.
Организаторами нашествия или, скорее всего, набега, были, по-видимому, северные соседи сванов - аланы, позднее подвергшиеся тюркизации, а еще позже - исламизации, - точнее, балкарцы и карачаевцы. Еще недавно (XIX в.) их называли горскими татарами.
Видимо, связь христианско-языческой святыни «леми» с чем-то мусульманским, пусть даже трофеем, считалась кощунственной и недопустимой для свана-христианина.
Однако в XII-ХIII вв., т. е. во времена царицы Тамары, или в ХIII-ХIV вв., в эпоху татаро-монгольского нашествия, к северу от сванов, за Кавказским хребтом, жили аланы, у которых еще ранее, чем ХII-ХIII вв., зафиксированы были воинские знамена в виде зооморфных значков-флагов. Знаменательно, что сванское знамя «леми» было разных цветов. По словам 87-летнего Алексея Свинчилдича Джапаридзе, записанным В. В. Бардавелидзе, за свою жизнь ему пришлось держать знамя «леми» сначала красного цвета, затем - белого, а в последний раз он видел желтого. Цвета знамени вряд ли зависели от прихоти или вкусов сшивавших его мастериц. Надо полагать, что цвета - красный, белый, желтый - были каноническими.
В связи с использованием этих трех цветов для ритуального флага или знамени мы и предполагаем заимствование знамени «леми» сванами у средневековых осетин.
В свете сказанного обратимся к цветовой символике осетинских культовых памятников - святилищ-дзуаров.
Среди разного рода дзуаров у осетин обнаруживаются дзуары с «цветовым» обозначением - например, «Урс дзуар» - т. е. «Белое святилище», «Сырх дзуар» - «Красное святилище». Оба они находятся в верховьях реки Лиахвы в Южной Осетии. Первое - в ущелье около Багиата, а второе - у с. Уаллаг Ерман. Что касается дзуара желтого цвета, то такого святилища нет, но зато есть святилище «Сыгъзæрин дзуар», т. е. «Золотое святилище», около с. Сба, в том же, что и первые два, Дзауском районе Южной Осетии. Для «золотого» святилища цветовым маркером должен был стать желтый.
О сочетании этих трех цветов - желтого, красного и белого - безусловно, говорит и раскраска крышки деревянной шкатулки, найденной нами в катакомбе VIII-IХ вв. Даргавсского могильника. Это невысокий цилиндрический полый предмет с круглой крышкой, на которую нанесены концентрические полосы: с краю - красная, затем - желтая и в центре - светло-серого цвета. Надо полагать, что это выцветший белый. Т. е. эти цвета на предметах бытового (шкатулки) и ритуального (флаги) назначения у осетин в средневековье широко использовались. Цветовая символика дошла до нас только в названиях святилищ, а на материале не сохранилась. Возродилась она в наши дни в образе национального флага и воплощает разные ипостаси Фарна: благость - белый, доблесть - красный и изобилие - золотой или желтый цвета. Они совершенно правомерно олицетворяют осетинский национальный флаг.
Текст печатается по изданию: Р. Г. ДЗАТТИАТЫ. Избранное. Владикавказ, 2018. |