21 Ноября 2024
"Русский народ создал русский язык, яркий, как радуга после весеннего ливня, меткий, как стрелы, певучий и богатый, задушевный, как песня над колыбелью". А.Н. Толстой
Меню сайта
   Главная
   Новости
   Об АПРЯЛЮО
   Журнал, юбилеи
   Подшивка
   Конференции
   Семинары
   Конкурсы
   Международное
    сотрудничество
   Достижения студентов
    и школьников
   Методический уголок
   Литературная страничка
   Объявления
   О сайте
Поиск на сайте


Статистика


Отрывок из книги очевидца и участника событий 1920 г., видного грузинского революционера Ф. М. Махарадзе
Наступление было начато 9-го июня и продлилось до конца месяца.

Мы не будем здесь останавливаться на описании тех ужасов и дикостей, которые были совершены меньшевистскими войсками и гвардией под начальством палача Джугели над населением Юго-Осетии.

Они не делали различия между старыми и молодыми, женщинами и мужчинами, вооруженными и безоружными. Меньшевистские палачи вели себя как звери или дикари. Они убивали всех без разбора, разрушали, жгли все на своем пути.


Уже 12-го июня Джугели отмечает в своем дневнике:

«Осетины бежали в горы. Они понесли большое поражение. У нас почти нет потерь. Но среди гвардейцев страшное раздражение против неусыпных наших врагов, и потому они сожгли несколько домов. Это горят дома повстанцев... Но я уже привык и смотрю на это почти спокойно».


На следующий день, 13 июня, этот господин вновь заносит в свой дневник:

«Но нет покоя! Ибо вокруг нас горят осетинские деревни. Ужасная расправа, но иного пути нет»... «Я со спокойной душой и с чистой совестью смотрю на пепелище и клубы дыма... И я совершенно спокоен».


Напрашивается невольный вопрос: где и как находил этот господин время для писания своих дневников среди разгромленных и сожженных деревень, среди пепла и развалин? Этот несравненный рыцарь уверял, что в Юго-Осетии деревни горели беспрерывно 14-го, 15-го, 16-го и 17-го июня.

«Горят огни... Дома горят... А огни горят и горят!.. Горят всюду...» Далее автор поясняет: «Деревни здесь расположены на больших высотах. Очевидно, осетины вообразили, что они вне пределов нашей досягаемости! Но теперь всюду огни... Горят и горят... Зловещие огни! Какая-то страшная, жестокая, феерическая красота... И, озираясь на эти ночные, яркие огни, один старый товарищ печально сказал: "Я начинаю понимать Нерона и великий пожар Рима"».

И на самом деле - среди всего человеческого рода разве что только один, пожалуй, Нерон мог уподобиться этим выродкам!

Хорошо еще, что сами они разыскали в истории свой прототип. Но нет: эти господа в своих отвратительных действиях только отдаленно напоминали Нерона, на самом же деле были просто мелкими и скверными людишками.

В результате почти трехнедельного истребления убийств, разрушения и пожаров вся Осетия опустела. Джугели в своем дневнике пишет: «25 июня. Роки. Деревня Роки совершенно пуста. И все деревни вокруг опустели. Большинство населения бежало за перевал, оставшиеся укрылись в лесах и горах».

Много еще уничтожающих человеческое достоинство и постыдных действий запечатлено этим автором на страницах дневника, но и приведенного нами вполне достаточно. Грузинские меньшевики поставили себе целью совершенное уничтожение Юго-Осетии, и цель эту они почти достигли. Дальше этого идти было невозможно.

Осетия была разрушена и сравнена с землей. Оставшиеся в живых превращены в лесных обитателей. Домашний скарб, скотина, птица и все, что пощадил огонь, было расхищено «славными» гвардейцами.

Нажитое трудом и потом этих беднейших и несчастнейших из бедняков было предано огню, а все, что уцелело, было взято джугелевскими «героями» в качестве военной добычи.

Мы думаем, что в этой постыдной истории месть не играла единственной и исключительной роли. Вне всякого сомнения, что в данном случае имели место националистские и шовинистические тенденции грузинских меньшевиков и та ненависть, которую эти господа обыкновенно проявляли по отношению ко всем национальным меньшинствам, жившим в пределах Грузии.

<...>


А теперь спросим: к какой «демократии» принадлежало то правительство, которое так расправлялось с народом, как мы об этом уже писали?

Какое право имели меньшевики, называвшие себя социалистами, уничтожить и сравнять с землей целый небольшой край только за то, что этот край для своего внутреннего управления требовал автономных прав?

Меньшевики окрестили Юго-Осетию Вандеей. Это было бессмысленным и вконец истрепанным сравнением. Наоборот - вандейцами являлись в данном случае сами меньшевистские лидеры, которые вместе с помещичьими и буржуазными отпрысками грабили деревни осетинских крестьян и разрушали их дома и очаги. Какой же социалистический принцип требовал этого? Тут, во всем этом, не было и тени социализма.

Меньшевики в отношении крестьян Юго-Осетии допустили такое преступление, подобного которому не совершало еще ни одно реакционное правительство, даже российское.

(Махарадзе Ф. И. Советы и борьба за советскую власть в Грузии. 1917-1921. Перевод с грузинского. Тифлис: Госиздат С. С. Р. Г., 1928, с. 225-232.)

Текст цитируется по книге доктора исторических наук Руслана Бзарова "Геноцид осетин: 1920 год" (Цхинвал, 2009)
Рубрика: "Русское слово в Южной Осетии", №2(18), 2020 год | Просмотров: 587 | Добавил: Редактор | Дата: 21 Ноября 2024 года.
Друзья сайта
Президент РЮО
Правительство РЮО
Парламент РЮО
МИД РЮО
Посольство РФ в РЮО
Представительство Россотрудничества в РЮО
Международная ассоциация преподавателей русского языка и литературы
Координационный совет общественных организаций российских соотечественников
в Южной Осетии

Газет "Хурзæрин"
Газета "Южная Осетия"
"Sputnik - Южная Осетия"
ИА "Рес"
МИА "Южная Осетия сегодня"


Календарь
«  Декабрь 2020  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031
Архив записей