|
|
Вот что пишет Нафи Джусойты о силе воздействия песни на народные массы: «Народные песни имеют одно замечательное свойство: в них мотив является не только носителем содержания, но и его пропагандистом. Это свойство песни приобретает громадное значение в деле эстетического воспитания народа, не имеющего письменной литературы» (Н. Джусойты, 1958 г.).
Благодаря такому великому источнику вдохновения, как творчество Коста Хетагурова, создавались замечательные народные песни, романсы и музыкальные произведения. Творчество К. Хетагурова в истории развития осетинской литературы занимает доминирующее место. Коста не только выдающийся поэт, прозаик, драматург, художник, публицист и народный певец, но и общественный деятель. Его творческое наследие затмило своим величием предшественников и современников, и он по праву является основоположником осетинской литературы. А имя Коста для последующих поколений осетин стало критерием не только поэтической одаренности, мудрости художника, мужества общественного деятеля, но и человеческой личности. В представлении осетин он не только национальный поэт, но и национальный герой. Образ К. Хетагурова стал символом всего высокого и благородного, путеводной звездой целого народа. Будучи одним из передовых людей своего времени, воспитанный на идеях русской революционной демократии, сам до мозга костей, Коста распознал, что содержанием национальной жизни является не патриархальная идиллия, а жестокая борьба. И в этой борьбе он, не колеблясь, занял место с трудовым народом - против его угнетателей (В. Абаев, 1990 г.).
|
В дальнейшем К. Хетагурову пришлось самостоятельно углублять и расширять свои знания в области живописи, что хорошо видно по его художественным полотнам, тому, как он постепенно набирает мастерство и в исполнительской технике, и в умении мыслить пластически, образно. Если в ранних работах чувствуется скованность рисунка и цветового решения, то в более поздних исчезает неуверенность, ученичество, и мы видим, как от работы к работе он превращается в настоящего мастера. Кто учился в Академии художеств, хорошо знает, как буквально изо дня в день студент набирается мастерства, совершенствуется в технике исполнения, не говоря уже о нескольких годах обучения, которых не хватило Коста. И этот серьезный пробел ему пришлось преодолевать самостоятельно, путем самообразования. Не имея длительных академических натурных постановок, он, наверное, больше изучал натуру наблюдением. Вряд ли у него были достаточные условия писать с натуры в учебных целях. Во всяком случае, сохранившиеся портреты не причислены к упражнениям с натуры, это законченные серьезные художественные произведения известных людей, но никак не постановочные, с целью изучения натуры. Кроме того, глубокие знания натуры и исполнительское мастерство, высокая техника не гарантируют творческую удачу, нужно все время держать форму, можно сказать, тренировать глаз и руку. Но, зная серьезное увлечение Коста Хетагурова литературным творчеством, вряд ли у него оставалось достаточно времени для занятия учебным рисунком или живописью.
Сегодня никто не задумывается над тем, в каких условиях жил художник, какое у него было здоровье, каково
|
Прежде чем переехать на новое место жительства, 16 сентября 1869 года в Кубанскую область была отправлена делегация. В неё вошли начальник Осетинского округа полковник Эглау, а также Леван Хетагуров, Мысырби Гутиев, Давид Бирагов и Темыр Беджисов. Их встретил начальник Эльбрусского округа подполковник Петрусевич в станице Баталпашинской (ныне г. Черкесск).
Для нового поселения местные власти отвели район возле военного укрепления Хумаринского. Территория была сплошь покрыта густым лесом и малопригодна для ведения сельского хозяйства. Несмотря на это, по возвращении домой была развёрнута кампания по переселению, результаты которой превзошли все ожидания.
Мигранты, пожелавшие переселиться в Кубанскую область, в августе 1870 года собрались в селении Ардон и на деревянных двухколёсных арбах, запряжённых волами, со своими семьями, домашними животными и скарбом двинулись в путь.
|
В Юго-Осетинском государственном университете им. А. А. Тибилова состоялась презентация официального сайта Ассоциации преподавателей русского языка и литературы Южной Осетии (АПРЯЛ ЮО). Сайт будет доступен одновременно по двум адресам: http://apryalos.ru и по кириллическому домену апрялос.рф В церемонии приняли участие президент АПРЯЛ ЮО, проректор ЮОГУ Залина Тедеева, главный редактор журнала АПРЯЛ ЮО «Русское слово в Южной Осетии», заведующая кафедрой журналистики ЮОГУ Хансиат Кодалаева, ректор ЮОГУ доцент Вадим Тедеев, Полномочный Представитель Президента РЮО по постконфликтному урегулированию Мурат Джиоев, Министр иностранных дел РЮО Дмитрий Медоев, Министр культуры РЮО Жанна Зассеева, заместитель министра образования и науки Эллиса Гаглоева, Чрезвычайный и Полномочный Посол Российской Федерации в Республике Южная Осетия Марат Кулахметов, руководитель представительства Россотрудничества в Южной Осетии Сергей Скворцов, выдающийся осетинский поэт и меценат, член Союза писателей России Ольга Чехойты, доцент кафедры русского языка и русской и зарубежной литературы Джульетта Остаева, декан факультета естествознания ЮОГУ Циала Джиоева, другие члены АПРЯЛ ЮО, члены кафедры русского языка и русской и зарубежной литературы, преподаватели русского языка и литературы средних общеобразовательных школ №№5, 6, 10 и другие любители русской словесности.
|
Ко мне подошел пожилой мужчина довольно преклонных лет в осетинской папахе (нымæтхуд) и, как полагалось почтенному старцу, с палкой в руке. Мы разговорились (сейчас сожалею, но тогда ирон æфсæрм не позволил мне спросить его имя), и он рассказал мне такой случай с Коста.Во время одного из моих посещений села, когда я стоял около большого мемориального камня на месте первого
Комендант Хумаринской крепости (крепость с военным гарнизоном располагалась на противоположном от села Лаба берегу Кубани чуть ниже по течению реки; аула Новый Карачай тогда еще не было, он был основан в 1909 году) обязал жителей села Лаба привозить бесплатно дрова для нужд крепости. Однажды, говорил рассказчик, мужчины села везли на арбах дрова в крепость: «– Я был маленьким мальчиком и сидел на арбе отца.
|
В приведенном примере это прежде всего такие мастерские языковые мазки, как зажечь свечу и огарок догорел вчера, каждый из которых включен автором в текст с многоточием на конце, что превращает выделенные единицы в кульминационные нравственно-философские, эмоционально окрашенные размышления героя, нейтральные по своей внешней форме, персонифицированные, но вместе с тем имеющие характер всеобщности. Такой семантико-стилистический эффект достигается полифоничностью авторской речи, высокое звучание которой создается трижды включенным в начало произведения семантическим пунктуационным знаком. Именно благодаря многоточию
|
Ирон синтаксисы полипредикативон (бирӕхайон) вазыгджын хъуыдыйӕдты фарст лыггонд нӕ, фӕлӕ, зонады куыд ӕмбӕлы, афтӕ ӕвӕрд дӕр нӕма у. Сӕ экспрессивон функцитӕм ӕмӕ аивадон уацмысы сӕ пайдакӕнынмӕ та ӕппындӕр каст нӕма ӕрцыдис. Афтӕмӕй ацы конструкцитӕ сты цавӕрфӕнды уацмысы ӕвзаг ӕнкъарӕнджын кӕныны ахадгӕ мадзал.
Зӕгъӕм, Къостайы ӕмдзӕвгӕты, ӕнхъӕл куыд уыдыстӕм, уымӕй арӕхдӕр ӕмбӕлынц полипредикативон ӕнӕбӕттӕг вазыгджын хъуыдыйӕдтӕ (дарддӕр - ПӔВХъ).
Просмотров: 679
|
Добавил:
Редактор |
Дата: 19 Декабря 2019 года
|
Коста оставил нам прекрасное эпистолярное наследие. За каждой строчкой этого бесценного наследия можно разглядеть человека со светлой душой, человека с огромным чувством юмора, человека общительного, общество и общение с которым приносило искреннюю радость всем, кто с ним хоть один раз имел счастье пообщаться. Человек высоких гуманистических идеалов, посвятивший жизнь служению своему народу, оказывается, был человеком ранимым и в то же время веселым, порой одиноким, но с огромной силой духа, что особенно проявилось в его уникальном умении находить во всех печалях, невзгодах, неприятностях неисчерпаемые силы и трансформировать их в великие гуманистические идеи. Согласитесь – так могут мыслить и поступать только великие Духом люди.
Жизнь и судьба Коста сложились так, что ему выпала роль борца, будь то борьба за народное счастье или же за свое, личное. Сам поэт отмечал, что счастлив наполовину, так как «... первая и главная половина счастья – любить самому, а уже быть любимым – это значит пользоваться усугубленным счастьем любви». Если попытаться представить некий собирательный образ увлечений Коста, то перед нами предстанет девушка молодая, даже юная, воспитанная, интеллигентная, образованная и не то чтобы красивая, но обаятельная и, что самое главное – с высокими жизненными идеалами.
|
Сказав об «утолённой любви» и внутренней свободе, Ахматова так пишет о Петербурге, что эти стихи звучат как признание в любви этому городу. Почему? Надо сказать, что определяющее место в жизни, творчестве и судьбе Ахматовой занимал, конечно, Петербург. Не случайно её называли истинной петербурженкой — представительницей именно петербургской школы. Ахматовская поэзия, строгая и классически соразмерная, глубоко родственна самому облику города — его торжественным улицам и площадям, мраморным и гранитным дворцам, античным атлантам и кариатидам, блестящим шпилям. Её стихи неотделимы ни от Летнего сада, ни от Марсова поля, ни от белых ночей, воспетых Пушкиным и Достоевским. Перед нами образ Петербурга, ахматовского, строгого. До этого в литературе был Петербург Достоевского, Некрасова и, конечно же, Пушкина. Ахматова явила нам свой образ Петербурга. На мой взгляд, ей ближе всего Петербург Пушкина. Ахматовский образ северной столицы — это нетленный образ холодного, торжественного, строгого Петербурга 10-х годов XX века. Чем же дорог ей этот город?
|
Представители ЮОГУ им. А. Тибилова приняли участие в Международной филологической неделе «Летние ахтубинские чтения–2019», организованной Волгоградским Центром гражданского образования на базе Волгоградского государственного социально-педагогического университета (ВГСПУ). Проект реализуется в рамках Фонда президентских грантов с 2010 года. «Летние ахтубинские чтения–2019» - филологический молодежный лагерь для студентов-русистов на базе студенческого оздоровительного лагеря ВГСПУ. Программа обучения составляется ежегодно с участием ведущих преподавателей филологического факультета университета (проф. Е. В. Брысина, В. И. Супрун, М. Ф. Шацкая, В. П. Москвин, Л. А. Шестак, Е. И. Алещенко и др.). Кроме лекций, программа включает филологические конкурсы, викторины и др.
|
« 1 2 ... 25 26 27 28 29 30 31 »
|
|
Календарь |
« Октябрь 2024 » | Пн | Вт | Ср | Чт | Пт | Сб | Вс | | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 |
|
|