13 Декабря 2024
"Русский народ создал русский язык, яркий, как радуга после весеннего ливня, меткий, как стрелы, певучий и богатый, задушевный, как песня над колыбелью". А.Н. Толстой
Меню сайта
   Главная
   Новости
   Об АПРЯЛЮО
   Журнал, юбилеи
   Подшивка
   Конференции
   Семинары
   Конкурсы
   Международное
    сотрудничество
   Достижения студентов
    и школьников
   Методический уголок
   Литературная страничка
   Объявления
   О сайте
Поиск на сайте


Статистика


Конкурс «Моя семья в истории». Формы сохранения семейной памяти и связи с Россией»

Автор: Цховребов Сослан Сергеевич, учащийся 10 класса ГОУ Гимназия «Альбион» им.К.Л.Хетагурова

Научный руководитель: Гассиева Нина Константиновна, педагог

У каждого человека на земле должна быть семья. Семья – это не просто родственники, которые живут вместе, это люди, которые объединены в единое целое. Семья – это место, куда мы всегда будем с нетерпением возвращаться. Где родные и близкие нас  ждут и любят. Ведь не зря же говорят: «Моя семья – моя опора, моя семья – моя крепость». Только в рамках   семьи существует такое понятие, как «семейная память», куда входят и фотографии, и документы, и книги, старинные вещи и вещицы,  воспоминания, которые передаются из поколения в поколение. Для постороннего человека они ничего не значат. Память - одна из величайших основ, на которых держится культура. Память противостоит уничтожающей силе времени и накапливает то, что называется культурой. Память, повторяю, преодоление времени. В том её величайшее нравственное значение.

Данная работа посвящена исследованию истории жизни брата моего дедушки, Харитона Цховребова, как основы семейной памяти, как способа сохранения семейных реликвий и традиций.

Цель исследования:

- изучение истоков семейной памяти через историю брата моего дедушки Харитона Цховребова;

-передача опыта от старшего поколения к младшему;

- сохранение и приумножение семейных традиций нашего рода;

Задачи:

– определить значимость семейной памяти как основы нравственного воспитания подрастающего поколения;

– изучить основные события и этапы  жизненного пути и трудовой деятельности  брата моего дедушки Харитона Цховребова;

Методы исследования:

 - изучение  биографии, газетных статей, работа с фотографиями;

- беседы с родственниками;

Глава 1. Семейная память

Семейная память -это книги, семейная  библиотека, отдельные фотографии или альбомы, документы, награды, картины, коллекции, письма.  Это могилы родных.

Семейная   память   хранит   жизненные   уроки,   содержит  основы нравственного воспитания  молодого поколения, ставит   задачи перед отдельными членами семьи, перед всей семьей, а иногда и не одному поколению. Каждому человеку, думаю, интересно, какие личности или события связаны с его семьей, кто из представителей внес свой вклад в историю страны.

Вот и я заинтересовался этим вопросом: были ли такие в нашей семье –в семье Цховребовых? И я узнал много интересного.  Среди многих достойных членов нашей семьи хочу отметить брата моего дедушки, ветерана Аэрофлота, заслуженного пилота СССР Харитона Николаевича Цховребова. Я решил исследовать жизнь и деятельность Цховребова Харитона- одного из лучших представителей нашего рода.

 

Глава 2. Важный критерий оценки человека.

2.1. Детство. Учеба.

«Порядочность-важный критерий оценки человека. Это – честность, доброта, трудолюбие, высокое чувство долга. Такие представления остались у меня от детства и юношества. И за это благодарен своим родителям», - говорил Харитон Цховребов .

Харитон Николаевич Цховребов родился 15 января 1920года в Цхинвале в семье крестьянина. Отец его –мой прадед –Николай Майорович, мать – Лиза Васильевна Лалиева. В семье было четверо детей: три мальчика и одна девочка. Самым старшим был Харитон, потом Борис, потом Павел -мой дед - и их сестра Женя. В детстве он и не думал, что станет летчиком. Когда Харитон учился в школе,  мечтал стать инженером. Обожал кропотливые сложные расчеты. Ему хотелось самому изобретать, создавать что-то новое. После школы поступил в педагогический техникум. Однажды друзья из техникума потянули его в аэроклуб. Наверное, от судьбы не убежишь. Он еще до техникума был знаком с летчиками, часто играл с ними в футбол, но, чтобы попасть в летное племя,  он даже и не думал об этом. В клубе и заболел небом. Есть такая примета, которая бьет в точку: если хоть раз посидел за штурвалом, то никуда уже от неба не денешься. Аэроклуб при ОСОАВИАХИМе закончил с отличием.

2.2. Сороковые-роковые 

А вскоре  его послали учиться в Сталинград, в военную школу истребителей. С первого июня 40-го года он начал работать инструктором. До войны у него было три выпуска. В 42 году его направили в санитарную авиацию. Работа санитарной авиации на фронте была очень тяжелой. За период войны было совершено 664 вылета. После войны Харитона планировали послать в Тирасполь командиром звена на ТУ-2, но он стал проситься домой, так как его отец погиб на войне, совсем молодым, а брат вернулся  инвалидом. Вернулся домой, где не было никакой работы - пришлось ехать  в Тбилиси искать работу. Там устроился в гражданский воздушный флот, и с марта 1946-го года началась у него новая жизнь  в мирной авиации. Переучился на гражданский самолет. Когда дослужился до заместителя командира тбилисского летного отряда, его перевели в Москву. В Москве начал осваивать новые лайнеры – ИЛ-14, ТУ-104, ТУ-114, ИЛ-62, работал командиром шереметьевского объединенного отряда.

2.3. Самый памятный рейс ( рейс «Москва- Гавана»)

Многое довелось ему пережить за долгие годы летной работы, но технический рейс ТУ-114 из Москвы в Гавану летом 1962 года остался самым памятным в его жизни. К этому полету готовились тщательно  и ответственно. Его обеспечивали лучшие летные  и технические силы Аэрофлота. А руководил подготовкой начальник Главного управления Гражданской авиации генерал-полковник авиации Евгений Федорович Логинов.  Хотя  за плечами Харитона Цховребова были технические рейсы на ТУ-114 в Хабаровск и Владивосток, полет из Москвы в Нью-Йорк с правительственной делегацией на 15 сессию Генеральной Ассамблеи ООН, во время которых приборы и механизмы нового авиалайнера  работали безотказно, полеты в условиях Африки таили в себе всякого рода трудности и неожиданности. На борту летела группа пассажиров, но никто не знал, кто именно находится среди пассажиров. А в салоне ТУ-114 было много интересных людей: летевший к Фиделю Кастро начальник Четвертого управления Минздрава СССР Евгений Чазов и мой прославленный земляк  генерал Плиев, незадолго до полета оставивший должность командующего Северокавказским военным округом и теперь летевший на Кубу в составе группы военных советников.     

К броску на  Кубу подготовили два опытнейших экипажа Аэрофлота – А. К. Витковского и Х. Н. Цховребова. Сначала, как положено, был технический рейс, когда на борту присутствовали одни специалисты, а потом на официальном пробном рейсе сам маршал Устинов летал. Стартовал ТУ-114 летней ночью во Внуково с умытой обильным дождем  взлетной полосы. Первый трансатлантический перелет по маршруту Москва – Конакри – Гавана как начался при дожде, так и продолжался под дождем. Во Внуково самолет поднял в небо экипаж Витковского. Александр Константинович вел ТУ-114 первые пять часов. А потом места в пилотской кабине занял экипаж Цховребова. Настроение у всех было хорошее, все их расчеты по режиму полета, расходу топлива оправдались. Позади уже были Венгрия, Югославия. Дальше маршрут проходил через Средиземное море к берегам Африки. Взяли курс на ливийский город Себха. Потом 1300 километров летели над бескрайними песками. Приближались к Конакри. Стоял период дождей, и сверху казалось, что Гвинея, где они должны были сделать остановку перед «прыжком» через Атлантику, только что поднялась из океана. Вода, кругом вода и горы. В 12 часов 52 минуты авиалайнер приземлился  в столичном аэропорту Гвинеи. Сотни людей пришли в аэропорт  с флагами, цветами и транспарантами  встречать советский самолет.

2.4.Перелет «Москва –Токио».

Ранним утром следующего дня ТУ-114 продолжил рейс. Надо было выбраться из темно-свинцовых облаков с максимальным взлетным весом, так как до Гаваны предстояло лететь без посадки 5 300 километров над океаном. По этому воздушному пути над самым экватором и строго параллельно ему еще никто никогда не летел с одного материка на другой.

На наиболее сложном участке пути в пилотской кабине постоянно присутствовал Евгений Федорович Логинов.  И вот наконец они уже ближе к Кубе. Видны горы, зеленые плантации сахарного тростника, пальмовые рощи. На берегу Мексиканского залива широко раскинулась Гавана. «Снижаемся, я держу штурвал и мне кажется, что ему, как живому, хорошо понятны мои чувства, мое настроение. Еще минута - и мы  завершим рейс, который продолжался более двадцати часов. Делаю над аэродромом традиционный разворот, а в эфире слышу просьбу сделать еще три круга, чтобы гаванцы могли полюбоваться впервые прилетевшим на Кубу ТУ-114. Таким образом был открыт рейс «Москва- Гавана», который имел огромное значение для советской авиации.

2.5. «Крылатый Колумб»

Харитона Цховребова называли «крылатым Колумбом», живой легендой Аэрофлота и в этом есть большой смысл. На его счету 1954 боевых вылета, во время войны им было переправлено 990 раненых, 529 литров консервированной крови для них, 4 598 килограммов медикаментов и медицинских грузов, а также 177 медработников и командиров. Цховребов налетал безаварийно 20 000 часов. Его с полным правом можно назвать первооткрывателем. Только на одном ТУ-114 он совершил первые беспосадочные полеты из Москвы в НЬю-Йорк (1960г.), в Вашингтон (1961г.), в Гавану (1962г.), Рио-де-Жанейро (1963г.), Аккру (1965г.), в Токио (1966г.).

2.6.Награды

Наград у Цховребова немало: восемь орденов: Орден Ленина, Октябрьской революции, Отечественной войны 1 степени, два ордена Отечественной войны 2 степени, Ордена Трудового Красного знамени, Красной Звезды, Знак Почета и двенадцать медалей. В связи с 90-летием со дня рождения дед был награжден высшей наградой Республики Южная Осетия - Орденом Почета. В начале семидесятых годов был представлен  к высокому званию Героя Социалистического Труда. Всем документам в разных инстанциях был дан зеленый свет. Но награждение так и не состоялось. «Когда много лет спустя я поинтересовался у одного  большого министерского  чиновника, почему Звезду Героя, предназначенную для меня, в последний момент отдали другому, он, виновато улыбаясь, ответил: « Интриги, дорогой, интриги», - с обидой в голосе говорил Харитон.

В честь него  назван четвертый по счету самолет отечественного производства с бортовым номером RA-89004 производства «Sukhoi Superjet 100».

Удивительно – теперь в небе будет летать самолет с надписью «Харитон Цховребов» - сказал он, когда принял участие в церемонии передачи самолета Аэрофлоту.

Не стало человека-легенды 27 августа 2014года. Он похоронен на Троекуровском кладбище.

Выводы.

Человеку необходимо обращаться к семейной памяти, изучать свои корни. Они питают и защищают в жизни, дают ощущение устойчивости и целесообразности, дают стимул для дальнейшего роста.

Истоки семейной памяти заключаются в постоянном взаимодействии младшего и старшего поколения, в передаче семейных традиций и ценностей.  Без знания своих корней, деяний прошлых поколений рвется нить, связывающая эпохи, рушится преемственность поколений. Мы должны гордиться своими предками, чтобы расти на их примере.

Много нового и интересного я узнал о брате своего дедушки, когда готовил  этот материал, и моя гордость за него – это невидимая нить, которая называется «Связь поколений». В будущем эту гордость я обязательно передам своим детям. Все чаще думаю: самое трудное и достойное на земле – прожить обыкновенным хорошим человеком, не знаменитым, не выдающимся – надежной опорой тем, кто живет рядом.

 

Рубрика: Конкурсы | Просмотров: 64 | Добавил: Редактор | Дата: 13 Декабря 2024 года.
Друзья сайта
Президент РЮО
Правительство РЮО
Парламент РЮО
МИД РЮО
Посольство РФ в РЮО
Представительство Россотрудничества в РЮО
Международная ассоциация преподавателей русского языка и литературы
Координационный совет общественных организаций российских соотечественников
в Южной Осетии

Газет "Хурзæрин"
Газета "Южная Осетия"
"Sputnik - Южная Осетия"
ИА "Рес"
МИА "Южная Осетия сегодня"


Календарь
«  Ноябрь 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930
Архив записей