Иры дзыллæ, сидын уæм æз, сидын,
Сызмæлут, ысхæцут ма уæхиуыл,
Сахуыр кæнæм, бакусæм ныр афтæ,
Адæмæн цæстæвæрæн куыд фæуæм!
Эти стихи и множество других стихотворений написаны моей мамой – Елизаветой Ивановной Цховребовой, доцентом кафедры осетинского языка и литературы ЮОГУ. Стихи мамы никогда не печатались, да и писались не для этого. Поэзия была для мамы дыханием жизни, ведь стихи она писала всегда: и когда, совсем юная, вела девичий дневник, и когда была студенткой Сталинирского пединститута, а потом преподавателем, и когда стала матерью троих детей, а позже - бабушкой. Мы бережно храним в семье «толстые» тетради, исписанные красивым маминым почерком, перечитываем ее стихотворения. В них она рассказывает, как грустит по отчему дому в Кахетии, который ей пришлось рано покинуть, чтобы продолжить у родственников в Южной Осетии обучение в средней школе; вспоминает счастливые детские годы в своей большой дружной семье, размышляет о времени 90-х годов, судьбе осетинского языка и народа, обращается к близким и друзьям с разными вопросами, беседует с нами – своими детьми.
Думаю, Елизавета Ивановна была хорошим лингвистом-филологом, глубоко знала осетинский язык. Много лет своей научно-педагогической деятельности мама посвятила исследованию темы, предложенной известным ученым-осетиноведом Борисом Алборовым, который опекал молодых специалистов из Южной Осетии. Она касалась отдельных явлений синтаксиса современного осетинского языка. Круг ее профессионально-научных интересов составляли и вопросы методики преподавания осетинского языка в вузе и средней школе.
Мама говорила на красивом литературном языке. Помню, с каким вдохновением и достоинством она читала нам сказания о нартах, как увлекательно рассказывала о их жизни и подвигах. Вместе мы рассматривали иллюстрации к нартским сказаниям, нарисованные М. Тугановым.
Мама знала творчество Коста Хетагурова наизусть. Рано познакомила и нас с Коста. Детские стихи, басни, стихотворения «Сидзæргæс», «Хъуыбады», «Додой» и др., картины Коста вызывали глубокое волнение в наших детских душах. Чтение стихотворений Коста мама завершала тоном, призывающим идти всегда вперед, к светлому.
Мама была для меня примером во всем. Любовь к профессии педагога, бескорыстное служение ей на протяжении 50 лет работы в вузе, стремление помочь осетинской студенческой молодежи обрести специальность, стать образованными и культурными вдохновляли ее в повседневной деятельности на творческий труд.
Эти качества матери повлияли и на мой выбор профессии педагога.
Елизавета Ивановна была скромным человеком. Но, помню, как гордилась она тем, что мы, ее дети, успешно окончили школу и институт, овладели нужными обществу профессиями. Своей доброжелательностью, заботой Елизавета Ивановна окружала родственников и друзей. Проявляла понимание, поддерживала обращающихся к ней коллег, знакомых, соседей.
В этом году маме исполнилось бы 95 лет.
Уверена, с большой радостью она восприняла бы обретение Южной Осетией независимости и поступательное развитие родного университета в новом современном комплексе.
Бывшие студенты, коллеги и друзья вспоминают маму как талантливого педагога, принципиального учителя и чуткого, отзывчивого человека.
Признательна им всем за добрую память о моей маме – Елизавете Ивановне Цховребовой.
Залина Тедеева. |