Конспект урока предлагает поэтапную схему работы с пятиклассниками над лингвистическим анализом текста.
Ключевые слова: лингвистический анализ текста; языковые средства выразительности; создание устного и письменного высказываний.
Тип урока: урок развития речи.
Цель — познакомиться с методикой проведения лингвистического анализа текста.
Результаты обучения:
• личностные: осознание эстетической ценности русского языка, стремле-
ние к речевому самосовершенствованию;
• метапредметные: способность определять цель будущей учебной деятельности, владение разными видами чтения (ознакомительное, поисковое), умение создавать устное и письменное высказывание, свободно и логически последовательно излагать свои мысли;
• предметные: владение понятиями «текст», «тема текста», «основная мысль текста»; «глагол», «имя прилагательное»; «синонимы», «многозначное слово», «прямое значение», «переносное значение», «образные средства», «метафора», «сравнение», «олицетворение», «эпитет».
1. Постановка цели и задач урока
— У каждого урока есть своя цель. Цель нашего урока вы сформулируете сами. А я вам помогу. Посмотрите на экран. Что на нем изображено? (Текст.)
Серые стояли дни. Тяжелый сырой туман висел над землей. Ночи были непроглядны. Только ветер шумел, и река бушевала вдали.
И вдруг ударило солнце. Засверкали на подоконнике воткнутые в клубок спицы. Словно серебряные, засветились ручки у комода. Заблестела посуда на полке. А на затопленных солнцем подоконниках свежо зазеленела рассада.
Начался необъяснимый длительный праздник. Этот праздник не имел названия, но он был разлит в воздухе, глядел в окна. Праздник был и на улице. Да еще какой! Снег уже исчез. Синие лужи, будто осколки зеркала, ослепительно сверкали под солнцем. Тонко звенел бежавший через двор ручеек. А возле избы на старой березе пел скворец. Как он пел! Он словно хотел рассыпаться сам в своих звонких трелях, он даже крылья распускал и весь трепетал от неизбывного счастья. (По Воронковой).
— Как доказать, что это текст? (Предложения связаны по смыслу и грамматически .)
— Вы еще не догадались, чем мы будем сегодня заниматься? (Работать с текстом.) Приведите синонимы, способные заменить слово «работать» в словосочетании «работать с текстом». (Анализировать, исследовать.)
— Итак, цель нашего урока — анализ текста. Мы проводим его и на уроках литературы, и на уроках русского языка. Как называется анализ текста на уроках литературы? (Литературоведческий .) А на уроках русского языка? (Лингвистический, языковой.)
2. Работа с текстом
— Приступим к анализу. Постараемся по ходу работы записать основные наблюдения так, чтобы получился связный текст, своеобразное лингвистическое сочинение. (Текст у каждого ученика на бумажном носителе на парте.)
— Выразительно прочитаем отрывок. Какова тема этого текста, т.е. о чем он? (О весне и солнце.)
— Что автор хочет сказать? Какую основную идею несет в себе этот текст? (Когда наступает весна и появляется солнце, все вокруг оживает и становится радостным и праздничным.)
— Предложите свои варианты заглавия, которые отразили бы основную мысль текста. (Праздник солнца.) Запишите в тетрадь.
— Первое предложение в нашем сочинении должно представлять автора текста. Примерные варианты начала анализа:
Вариант 1— Для лингвистического анализа предложен текст Любови Воронковой.
Вариант 2 — Я прочитал(а) текст Любови Воронковой.
Вариант 3 — Передо мной текст Любови Воронковой.
— Выберите понравившийся вариант. Запишите его в тетрадь. Мы определили тему и основную идею текста. Об этом нужно сказать в следующем пункте анализа. Предлагаю вам написать, как вы назвали текст и почему именно так.
— Следующий этап — анализ смысловых частей текста. Из скольких частей состоит текст? (Из трех.) Прочитайте каждую часть и назовите ее. Обратите внимание, что каждая смысловая часть текста совпала с абзацем, т.е. в каждом абзаце передается новая мысль текста. Давайте сделаем соответствующую запись об этом:
Вариант 1 — Текст можно разделить на три смысловые части. Они совпадают с делением текста на абзацы.
Вариант 2 — В тексте легко определяются три смысловые части. Каждая часть выражает новую мысль, поэтому оформляется отдельным абзацем.
— Проанализируем части отдельно. Остановимся на языковых средствах, которые в них употреблены. Итак, первая часть. Какие прилагательные помогают автору изобразить серую, ненастную погоду? (Серые, тяжелый, сырой, непроглядный.) Какое ощущение создают глаголы шумел (ветер), бушевала (река)? (Ощущение беспокойства, тревоги .) Каково общее настроение этой части? (Минорное, безрадостное, печальное, грустное.) Запишем наши наблюдения над языком первой части.
Вариант 1
Первую часть я назвал(а) «Серые дни». Серую, ненастную погоду помогают автору «изобразить» прилагательные серый, тяже-
лый, сырой, непроглядный. В природе нет спокойствия. Это подчеркивают глаголы шуметь и бушевать. В первой части передано минорное настроение.
Вариант 2
В первой части нарисована картина ненастной, неприятной погоды. Автор использует прилагательные серый, тяжелый, сырой, непроглядный. Глаголы шуметь и бушевать усиливают мрачность изображения природы.
На экране представлены фотографии следующих картин: «Весна» В.В. Пере- плетчикова, «Весна» и «Ранняя весна. Оттепель» А.К. Саврасова, «Начало весны» И.И. Ендогурова.
— Посмотрите на фотографии картин известных художников. Какая весна изображена на этих полотнах? (Пасмурная .)
Чем похожи эти картины на ту, что изобразила в первой части своего текста Воронкова? (Состоянием мрачности, отсутствием солнца, света, радости.)
— Но сразу после первой части в тексте происходит переломный момент. В первом предложении второй части использован глагол ударить. Это многозначный глагол? (Да.) В прямом или переносном значении он употреблен в тексте? (В переносном.)
— Посмотрите на слайд. В нем вы видите словарную статью с толкованием слова ударить из «Словаря русского языка» Сергея Ивановича Ожегова. Определите, в каком значении употреблен глагол.
УДАРИТЬ
1. Нанести удар. Ударить кулаком по столу.
2. Известить о чем-либо ударом. Ударить в колокол.
3. Напасть, обрушиться на кого-либо. Ударить по врагу.
4. Пресечь что-нибудь отрицательное, негативное. Ударить по тунеядству.
5. Сильным движением, разом начать что- либо. Ударить по клавишам («начать играть »).
6. Внезапно, с силой наступить. Ударили морозы.
— Почему Воронкова использует глагол ударить? Ведь можно было сказать: появилось, стало светить, озарило. И все-таки мы чувствуем, что выбранный глагол удачнее. Почему? (Глагол передает особенность прихода солнца. Оно пришло неожиданно и было настолько сильным, мощным, ярким, что изменило все вокруг.) Обратите внимание: один
глагол, а сколько смысла за ним кроется! Сколько глубины!
— Об этом не сказано напрямую, но мы понимаем, что сквозь окно мощная волна солнечного света пробилась в дом, в комнату. Какие глаголы помогают автору передать то, что «сделало» солнце? (Засверкали, засветились, заблестели.)
— Эти глаголы близки по значению. Как они называются? (Синонимы.) Для чего автор использует синонимы? (Они помогают автору выразительно и красочно нарисовать картину солнечного блеска.)
— Какие средства образности вы обнаружили в этой части текста? (Сравнение — «словно серебряные», эпитет — «затопленный солнцем подоконник».)
Посмотрим на слайд, посвященный анализу второй части.
Вариант 1
Во второй части появляется главный персонаж текста — солнце. Глагол ударило передает его мощь и силу. Солнце проникает через оконное стекло в дом, и все металлическое здесь засияло. Глагольные синонимы засверкали, засветились, заблестели выражают обилие солнечного света. Чтобы усилить произведенный солнцем эффект, Воронкова использует образные средства — сравнение («словно серебряный») и эпитет («затопленный солнцем подоконник»).
Вариант 2
Вторую часть можно назвать «Солнце». Небесное светило появляется внезапно, словно обрушивается своим светом на мир. Поэтому автор выбирает глагол ударить. Чтобы передать мощь и силу солнечного света, Воронкова использует синонимы и образные средства (сравнение и эпитет).
— Обратите внимание на глагол выбирает во втором варианте. Автор именно выбирает наиболее удачные слова из ряда синонимичных.
— Используя материалы слайда, составьте и запишите свой вариант анализа. Прочитайте, что у вас получилось.
— Переходим к третьей части. Какое слово является в ней ключевым? (Праздник .) В прямом или переносном значении оно употребляется? (В переносном.) Какой смысл автор вкладывает в него? (Используя слово « праздник », Воронкова передает радость, которая наполняет все пространство.)
— Предложения, в которых употреблено слово праздник, можно считать развернутой метафорой. Развернутая метафора — это сложная метафора, которая состоит из нескольких образов. Внутри нее могут быть другие образные средства: простые метафоры, сравнения, эпитеты, олицетворение. Образ праздника передается во всей части. Какие тропы мы видим? Посмотрите на экран, отметьте образные средства в тексте.
«Праздник разлит в воздухе» — простая метафора, «(праздник) глядел в окна» — олицетворение, «(лужи) будто осколки зеркала» — сравнение, «ослепительно сверкали» — эпитет, «звенел ручеек» — метафора.
На экране представлены фотографии следующих картин: «Весна. Московский двор» Л.В. Туржанского, «Ранняя весна (Беседка в парке)» С.Ю. Жуковского, «Весна» С.А. Виноградова, «Мартовское солнце» К.Ф. Юона.
— Посмотрите, как художники изображают солнечную раннюю весну. Что общего между картинами и текстом? (Солнце и много света.)
— В тексте показано только одно живое существо — скворец. Расскажите о нем. Описание скворца, его песни, счастливого состояния тоже относится к образу праздника?
— Как вы понимаете слово неизбывный (неизбывное счастье)? Почему счастье для скворца неизбывное, труднопереносимое? (Это чувство переполняет его.)
— Напишите анализ третьей части, используя деформированный текст. Вставьте недостающие фрагменты.
Третью часть можно назвать ... . Образ праздника создается с помощью метафор ..., олицетворения ..., сравнения ..., эпитета ... .
Картину праздничного настроения довершает образ ... . Он испытывает состояние ..., поэтому так ... .
— Сравните написанное вами с текстом на слайде.
Третью часть можно назвать «Праздник». Образ праздника создается с помощью метафор «праздник разлит в воздухе», «звенел ручеек», олицетворения «(праздник) глядел в окна», сравнения «(лужи) будто осколки зеркала», эпитета «ослепительно сверкали».
Картину праздничного настроения довершает образ скворца. Он испытывает состояние счастья, поэтому так звонко и радостно поет.
— В тексте ничего не сказано о человеке. Но как вы думаете, выражены ли в нем чувства человека? (Да, в каждом слове, описывающем приход весны как праздник, сквозит ликование и радость человека, который наблюдает эту красоту в природе.) Напишите об этом в анализе.
— Наш анализ подходит к концу. Пора подводить итоги. Как вы думаете, о чем можно написать в финальной части нашего сочинения? (Описать свое восприятие текста, рассказать о том, что нам помог понять проведенный языковой анализ.) Посмотрите варианты концовки.
Вариант 1 — В заключение анализа отмечу, что мне очень понравился текст. Автор умело использует в нем выразительные средства языка.
Вариант 2 — Проведенный языковой анализ помогает мне увидеть красоту и богатство языка, постичь глубинные смыслы текста.
Вариант 3 — Наблюдения над языком текста помогают сделать вывод о том, что автор очень внимательно и трепетно относится к языку, выбирает для выражения своих мыслей очень точные слова.
— Как вы понимаете сочетание слов выразительные средства языка?
— Как вы понимаете выражение глубинные смыслы текста? (Это смыслы текста, которые мы читаем между строк.)
— А теперь прочитаем лингвистическое сочинение, которое у нас получилось. Вспомним все этапы нашего анализа, чтобы составить его схему.
Схема анализа текста
1. Как называется текст и кто его автор?
2. Какова тема текста?
3. Какова основная мысль текста?
4. Сколько в тексте смысловых частей? Совпадают ли смысловые части с делением текста на абзацы?
5. Анализ смысловых частей:
• как можно начать часть?
• о чем говорится в этой части?
• какие языковые средства помогают автору создать образ?
6. Понравился ли вам текст? Умело ли использует автор выразительные средства?
3. Рефлексия
— А теперь главный вопрос урока: для чего нужен лингвистический анализ текста? (Лингвистический анализ текста нужен для изучения языковых средств, для развития языкового чутья. Он помогает понять замысел автора, постичь смыслы текста, не лежащие на его поверхности, учит внимательно относиться к слову.)