В Южной Осетии 20 июня прошли траурные мероприятия, посвященные 100-летию геноцида осетин.
В начале июня глава государства подписал Указ об объявлении траура в День памяти жертв геноцида осетин.
20 июня ровно в 12:00 была объявлена общенациональная минута молчания. Затем во всех городах и районах Республики запустили черные воздушные шары.
По всей республике были приспущены государственные флаги . Почтить память героев, сложивших головы за свободу осетинского народа, к мемориальному памятнику на Згудерской возвышенности пришли руководство РЮО, члены правительства, депутаты, силовики, учителя и студенты. К могиле 13 коммунаров были возложены цветы и венки.
«Фактически события 20-го года являются одной из самых тёмных страниц в истории нашего народа. Мы потеряли много братьев и сестер, когда враги пытались искоренить наш этнос. И мы, осетины, понимаем всю важность борьбы за то, чтобы геноцид осетинского народа был признан. Это говорит о том, что мы не хотим повторения таких жестоких событий в истории не только нашего народа, но и всего мира. Если виновные не признают совершенные ими злодеяния, эта жестокость будет повторяться снова и снова. Сегодня мы видим подобное в Европе, в Соединенных Штатах... С целью исключения такого сценария в будущем Чтобы исключить подобный сценарий в будущем мы приложим все усилия для того, чтобы этот геноцид был признан», - говорит депутат Парламента РЮО Давид САНАКОЕВ.
Генеральное наступление грузинских карателей на Осетию началось 12 июня 1920 года. Утром 20 июня грузинские каратели расстреляли 13 коммунаров – жителей Цхинвала. К тому времени осетинское политическое руководство было уже уничтожено.
С захватом столицы Южной Осетии Цхинвала началось поголовное истребление мирного осетинского населения. Грузинские войска сожгли практически все осетинские села от Цхинвала до северного селения Рук, вырезали население, не щадя ни детей, ни женщин, ни стариков.
Г. Г. Алахвердов в книге «История гражданской войны в СССР» пишет: «Карательным отрядам были приданы артиллерия и авиация, и была дана инструкция применять любые меры. Были разгромлены многие селения в Южной Осетии, а некоторые сожжены дотла. Весь хлеб, скот и все имущество были отобраны, а неубранный урожай вытоптан. Спасаясь от зверств карателей, в Северную Осетию бежало около 20 тысяч человек. Несмотря на жестокость, с которой меньшевики расправились с восставшими, революционный дух осетинского народа не был сломлен»
Газета «Советский Кавказ» в 1920 году приводила новые данные о численности беженцев, покинувших Южную Осетию: «…50 000 человек, нашедших пристанище в Северной Осетии и частью в Кабарде». Эти люди, писали газеты, бежавшие от врага «по горным тропинкам от голода и отсутствия приюта, вымирают по сей час массами»; «были случаи, когда женщина при виде страдания своего ребенка от голода бросала его в пропасть, в реку, и сама бросалась вслед за ним»; «страданиям народа не было и нет до сих пор конца».
«Что такое геноцид, или Амнезия по-грузински» В.Д. Дзидзоев и Р.М. Никаев отмечают следующее: «Вескую оценку политики Грузии в отношении Южной Осетии в свое время дал Верховный совет РСФСР. Так, 16 июня 1992 г. глава Российского Парламента Р.И Хазбулатов от имени высшего законодательного органа страны выступил со специальным «Заявлением» по поводу очередного массового изгнания осетин из Южной Осетии, в котором назвал происходящее актом геноцида. Р. И. Хазбулатов предупредил грузинских национал - радикалов о пагубных последствиях для Грузии, если не будет пересмотрена агрессивная военная политика в отношении Южной Осетии и не прекратятся акты геноцида южных осетин. Однако руководство Грузии в лице Э. А. Шеварднадзе проигнорировало предостережения и увещевания законодательной и исполнительной властей Российской Федерации».
На наш вопрос «Способна ли Грузия признать геноцид по отношению к Южной Осетии?» Госсоветник Президента РЮО Сослан ДЖУСОЕВ ответил:
- Современное отношение Грузии к проблеме геноцида осетин в 1920 году является, по меньшей мере, нецивилизованным, что является следствием определенных особенностей грузинской политической культуры. Это культура неевропейского типа, подверженная разного рода нерациональным, мистическим идеям, и во многом поэтому в диалоге с национальными меньшинствами Грузия исторически склонна к использованию насилия. Исходя из исторических фактов, справедливости и необходимости мирного сосуществования с соседями, Грузия, безусловно, должна признать геноцид осетин - так же, как Германия признала преступления нацизма или США признают проблему расизма в своей стране. Пойдет на это Грузия или нет, будет зависеть от уровня ее развития. Так или иначе, для Южной Осетии и всего осетинского народа проблема геноцида никак не сводится именно к признанию Грузии.
Наша задача – широко информировать международное сообщество и, прежде всего, жителей Осетии о том, что произошло 100 лет назад, придав, таким образом, национальной памяти о геноциде иное качество. Нужно понимать, что это вопрос не только уважения к памяти тысяч наших невинно убиенных соотечественников, но и важный фактор национального единства осетин и национальной безопасности Алании».
Не все знают, что самого термина «геноцид» в языке не существовало вплоть до 1948 года. Его появлением на свет человечество обязано Рафаэлю Лемкину, автору проекта соответствующей Конвенции о предупреждении преступления геноцида и наказании за него.
Эта конвенция объявляла геноцид преступлением, которое нарушает нормы международного права; подписавшие конвенцию государства обязывались "принимать меры предупреждения" против него и "карать за его совершение"
Несмотря на это, в истории было много случаев применения насилия по отношению к различным группам людей; это проблема, с которой все еще сталкиваются как целые нации, так и отдельные люди. |