27 Июля 2024
"Надо любить и хранить те образцы русского языка, которые унаследовали мы от первоклассных мастеров". Д.А.Фурманов
Меню сайта
   Главная
   Новости
   Об АПРЯЛЮО
   Журнал, юбилеи
   Подшивка
   Конференции
   Семинары
   Конкурсы
   Международное
    сотрудничество
   Достижения студентов
    и школьников
   Методический уголок
   Литературная страничка
   Объявления
   О сайте
Поиск на сайте


Статистика


О преподавании фонетики в национальной школе
           Значение и место избранной темы хорошо освещены в теории и методике русского языка. Но в условиях национальных школ, где языком обучения является русский (неродной), данный вопрос имеет особое значение. Актуальность преподавания фонетики в национальной школе обусловлена двумя причинами: во-первых, раздел фонетики тесно связан с культурой речи; во-вторых, в условиях двуязычной аудитории происходит наложение фонетической системы одного языка на фонетическую систему другого, что ведет к интерференции.
            В произносительной системе русского языка как неродного для учеников, как уже отмечалось, трудны:
1)  отдельные звуки, которых нет в родном языке или которые чем-то сходны со звуками родного языка;
2)  сочетания звуков в пределах слова или на стыке слов;
3)  ударения;
4)  интонация.
Перед учащимися встают определенные проблемы уже на начальном этапе обучения.
           Так, в русском языке с категорией твердости и мягкости согласных связана смыслоразличительная функция (сел – сель). Такое противопоставление по мягкости – твердости может отсутствовать в родном языке. Следствием этого является неразличение мягких и твердых согласных некоторыми учениками: [тэнь], [дэла]. При подборе упражнений для устранения этих проблем важна опора на сопоставление таких минимальных пар, которые совпадают по всем характеристикам, кроме одной, имеющей функциональное значение для  данного языка.
           Например, на различение твердости и мягкости:  был – бил,  мел – мель, мать – мять, рад – ряд, вол – вёл, ров – рёв и т.п.
           Различение глухости – твердости: дом – том,  дочка – точка,   гора – кора,   жар – шар…
            Кроме того, в русском языке в пределах одного слова могут сочетаться твердые и мягкие согласные: были, тетрадь. Между тем, во многих языках существует  словесный сингармонизм, или гармония гласных звуков. Он заключается в том, что в пределах одного слова предшествующий гласный корня определяет характер последующего. Все  согласные могут быть или только твердыми, или только смягченными. Следствием этого является ошибочное твердое произношение мягких согласных на конце слова и перед твердыми согласными: угол вместо уголь, пыл вместо пыль; мягкое произношение твердых согласных в словах с мягким согласным: били вместо были, бистро вместо быстро.
            Очень важно для проведения всей последующей работы по произношению твердых и мягких согласных сформировать прочные навыки транскрипции мягких согласных, обозначения их мягкости специальным значком; транскрипции гласных, следующих за этим согласным. Полезно в этом отношении выполнять упражнения следующего типа:
           Произнесите протяжно гласный в слове ВЁЛ. Пропойте его. Какой это гласный? Какой согласный В? Произнесите протяжно гласные в словах ПЯТЬ, ЛЕС. Какие гласные П, Л? Какие гласные вы слышите? Напишите эти слова так, как произносите: [в' ол],  [ п' ат],  [ л' эс].
            Под влиянием родного языка большие трудности вызывает произношение звуков [л' ]  и  [л]. В том случае, если у учащихся отсутствует правильная артикуляция этих звуков, отработку их произношения следует осуществлять перед гласными и в абсолютном конце слова. Могут быть предложены упражнения типа:
- прочитайте слова, следите за правильным произношением [л]  и  [л] в начале слова:  луг, лук, лампа, липа, лист, лень, Лена, любить и т. д.;
- в минимальных парах: лак – ляг, лук – люк,  даль – дал, стал – сталь…
            Произношение л в позиции перед другим согласным звуком затрудняет учащихся даже на продвинутом этапе. Под влиянием родного языка учащиеся не различают звуки [л' ]  и  [л] в несингармоничных словах и произносят твердое  [л] вместо мягкого в позиции перед последующим твердым согласным или в конце слова. Например, слово больной – несингармоничное, в пределах этого согласные: твердые [б], [н] и мягкий
 [л' ]. Вследствие сингармонизма родного языка учащиеся произносят болной.
            В системе гласных звуков проблемой для ученика является произношение редуцированных гласных в безударном положении – ведь в осетинском языке не происходит редукции, наблюдается лишь количественное изменение безударного гласного по отношению к ударному гласному звуку.
            В русском языке в начале слова и в первом предударном слоге после твердого согласного  [о]  и  [а]  звучат одинаково - как  слабый звук [а] :  [а]рбуз, [о]рел, д[о]ма, д[а]вать. В остальных безударных слогах после твердых согласных [о] и [а] произносятся как более краткий, слабый звук  [ъ]: д[ъ]мавой,  м[ъ]ладой.
            Полезно проводить такую работу на материале текстов диалогического характера со следующей последовательностью обучающих действий:
фонетическая отработка;
интонационная отработка;
инсценирование диалога.
              К сожалению, в общеобразовательных школах на изучение раздела фонетики в среднем звене обучения отводится мало часов: 2–3 урока в начале года, чаще всего на этапе повторения изученного. В столь сжатое время охватить весь объем материала невозможно. Тем не менее, надо попытаться привлечь разные виды тренировочных упражнений для выработки интонационных навыков учащихся.
             Попытаемся рассмотреть те виды работы, которые уместно проводить на разных этапах обучения для усвоения фонетического материала.
             В среднем звене для распознавания качества звука целесообразно наряду с традиционным фонетическим разбором слова проводить на уроках разнообразные упражнения, нацеленные на преодоление характерных орфоэпических трудностей:
а) распознавание ударения в словах и формах слов, например: дефИс (неправильно дЕфис) и т. д.
б) твердое или мягкое произношение согласных в заимствованных словах, например: морфема (неправильно морфэма) и т. д.
            Задания помогут правильно выделять ударный гласный звук, формировать и совершенствовать орфоэпические и орфографические навыки.
           Расставьте ударения:
каталог, некролог, творог, алкоголь, инструмент, феномен, фейерверк, мышление.
           А теперь проверьте по орфоэпическому словарю: в каких словах возможно одно ударение, а в каких допускаются варианты в пределах нормы?
          У каких глаголов ударение подвижно?
Слыл – слыла,  стлал – стлала,  жил – жила.
          Изменится ли место ударения, если от этих глаголов образовать однокоренные с помощью приставок: отложил, прожил и т. д.?
         Установите, твердо или мягко произносятся согласные перед Е.
крем, кофе, кафе, стюардесса, фланель, фанера, панель.
         Что вы узнали из словаря о слове «кофе» дополнительно?
          В печати  не принято  ставить точки над Ё, поэтому иногда при чтении ее принимают за  [е]  ударное: [ п лес]. Иногда, напротив, букву Е читают как  [о]: [ л оска]  вместо [ леска].
          Прочитайте вслух:
саженками, волжские плесы, переплеск волн, перекресток у булочной, крестный отец, перекрестный допрос, крестные муки, непрочная сметка швов, понадобились решительность и сметка.
         В некоторых словах ч перед согласными читается как ш. Эта норма постепенно устаревает, в ХIХ веке таких слов было больше.
        Прочтите вслух:
булочная, скворечник, яичница, прачечная, что, чтобы, потому что, скучно, скучный, конечно, конечный.
  «Фонетическая зарядка», выполняемая почти на каждом уроке в течение всего курса обучения, представляет собой фонетический разбор слова, который предупреждает забывание фонетического материала. При выполнении «фонетической зарядки» учащиеся должны  мобилизовать как произвольное, так и непроизвольное внимание. Условия заданий могут формулироваться следующим образом:
-  в каком слове произносится звук [а]?
-  в каком слове все согласные мягкие?
-  в каком слове все согласные глухие (звонкие)?
-   в каком слове произносится твердый звонкий шипящий звук?
 -  в каком слове при произношении происходит озвончение (оглушение) согласного?
-   в каком слове букв больше (меньше), чем звуков?
-   в каком слове ударение на первом (втором, третьем) слове?
          Как в русском языке, так и в осетинском слова имеют подвижное ударение.
          Подвижное ударение имеем в слове борода: ср. бородЫ, бородЕ, но бОроду, бОроды и, наконец, борОд (ср. и производное борОдка). В ряде языков наблюдается также качественное ударение – особое качество звуков, составляющих ударный слог.
          Словесное ударение может быть свободным (разноместным) или связанным (фиксированным, одноместным).
          Свободным называется ударение в тех языках, в которых оно может стоять на любых (начальных, серединных, конечных) слогах акцентного слова, как это мы видим в русском языке. Конечно, в каждом слове и в каждой грамматической форме такого языка место ударения обычно закреплено строго. Так что колебания (вроде творог – творог) встречаются лишь в отдельных случаях. В некоторых языках есть случаи, когда два разных слова или две разные формы, обладая одинаковым фонемным составом, различаются лишь местом ударения. Таковы в русском языке, например, пары сУка и мукА, плАчу и плачУ (совсем разные слова), или стАда и стадА (разные формы одного слова), ср. в осетинском  зæххыл (на земле) – зæххыл  (в мире), дзидза (мясо) – дзидза (кормилица), имя Саучызг – сау чызг (темная девочка).
           К разным сферам употребления относятся варианты:
  1. Общеупотребительный и профессиональный. Так, общеупотребительно место ударения в словах: добЫча, Искра, кОмпас, осуждЁнный,  шассИ, но щахтеры говорят: дОбыча, электрики – искрА,  моряки – компАс,  юристы – осУжденный, летчики – шАсси;  
  2. 2) литературный и народнопоэтический: девИца – дЕвица,  серебрО – сЕребро,  чЕстный – честнОй,  шёлковый – шелкОвый.
             В основе работы над фонетическим материалом в школах с русским (неродным) языком обучения должна лежать оригинальная методическая система, позволяющая совершенствовать слухопроизносительные навыки учащихся.
             Громкое чтение создает дополнительные возможности для развития слухопроизносительных навыков. Письмо также часто сопровождается проговариванием вслух, в процессе чего слухопроизносительным навыкам уделяется необходимое внимание.
             В зависимости от особенностей контингента учащихся можно предложить систему упражнений для постановки  правильного произношения:
  1. отдельных звуков: [л] – [л ' ], [т] – [т' ] , [д] – [д ' ], [ж] – [ш], [ч] - [щ] и т. д.;
  2. звукосочетаний: [с' т 'эп'],  [з' д' эс' ]…;
  3. отдельных предложно-падежных сочетаний: к тебе  -  [кт' эб 'э],
  к дубу – [гдубу]…;
  1. отдельных заимствованных слов: шоссе, кашне, фонетика…;
  2. постановка логического ударения: Аня помоет посуду. Аня помоет посуду. Аня помоет посуду;
  3. постановка ударения.

           Итак, задача данной работы – усвоение фонетической системы русского языка, планомерное обучение учащихся национальных школ русскому произношению, целенаправленное закрепление, совершенствование и коррекция произносительных навыков.
           Предлагаемый дидактический материал окажет определенную помощь учителю для формирования правильной устной и письменной речи учащихся с русским (неродным) языком обучения.







БИБЛИОГРАФИЯ:


 
  1. Быстрова Е. А. и др.    Русский язык.   Учебник для национальных школ.
 5,6 кл. - М., 2004.
  1. Медоева Б. Г. Фонетика, графика и орфоэпия осетинского языка. -
   Цхинвал, 1993.
3. Багаев Н. Грамматика осетинского языка.- Орджоникидзе, 1964
4. Панов М. В. Русская фонетика. - М., 1967
5. Текучев А. В. Методика русского языка в средней школе. – М.: Просвещение,
1980 г.
6. Касаткин Л. Л., Клобуков Е. В., Лекант П. А.   Современный русский язык. -
   М., 2004.

                                  Заира КАБУЛОВА,
методист ГОО ИПКРО
Рубрика: Методический уголок | Просмотров: 639 | Добавил: Редактор | Дата: 27 Июля 2024 года.
Друзья сайта
Президент РЮО
Правительство РЮО
Парламент РЮО
МИД РЮО
Посольство РФ в РЮО
Представительство Россотрудничества в РЮО
Международная ассоциация преподавателей русского языка и литературы
Координационный совет общественных организаций российских соотечественников
в Южной Осетии

Газет "Хурзæрин"
Газета "Южная Осетия"
"Sputnik - Южная Осетия"
ИА "Рес"
МИА "Южная Осетия сегодня"


Календарь
«  Июнь 2020  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930
Архив записей