25 Февраля 2024
"Надо любить и хранить те образцы русского языка, которые унаследовали мы от первоклассных мастеров". Д.А.Фурманов
Меню сайта
   Главная
   Новости
   Об АПРЯЛЮО
   Журнал, юбилеи
   Подшивка
   Конференции
   Семинары
   Конкурсы
   Международное
    сотрудничество
   Достижения студентов
    и школьников
   Методический уголок
   Литературная страничка
   Объявления
   О сайте
Поиск на сайте


Статистика


Лирика Коста Хетагурова в музыкальных звуках

Лирика Коста Хетагурова в музыкальных звуках
Коста покоится, лелеемый нашей памятью, 
в сердце каждого из нас, и это более 
величественный мавзолей, чем те, 
которые сделаны из мрамора.
В. И. Абаев


Музыкально-поэтическое творчество осетинского народа - одно из важнейших областей культуры, которое пользуется наибольшей любовью и популярностью. Истоками данного жанра являются эпическая песнь и героико-бытовая песня, которые неотделимы от процессов формирования осетинской народности. Песни-сказания имеют не всем доступные исполнительские особенности, на что в свое время обратил внимание Коста Хетагуров: «…игра на двух- и двенадцатиструнном фандыре... и длинные повествования под их аккомпанемент были исключительно привилегией наиболее даровитых мужчин».

Песенный жанр по своей структуре являет собой синтез музыкального и поэтического творчества. В звуках осетинской песни - боль и думы об Осетии, сила и красота ее, прошлое и будущее (Ф. Алборов, 2004 г.).

Испокон веков песня пробуждала и воспитывала чувства собственного достоинства и национального самосознания народа, была лучшим украшением досуга. В ней нашли отражение почти все стороны быта, истории и социально-общественных отношений. По силе своего воздействия на народное сознание песенный жанр не имел себе равных в народной поэзии осетин.

Вот что пишет Нафи Джусойты о силе воздействия песни на народные массы: «Народные песни имеют одно замечательное свойство: в них мотив является не только носителем содержания, но и его пропагандистом. Это свойство песни приобретает громадное значение в деле эстетического воспитания народа, не имеющего письменной литературы» (Н. Джусойты, 1958 г.).

Благодаря такому великому источнику вдохновения, как творчество Коста Хетагурова, создавались замечательные народные песни, романсы и музыкальные произведения. Творчество К. Хетагурова в истории развития осетинской литературы занимает доминирующее место. Коста не только выдающийся поэт, прозаик, драматург, художник, публицист и народный певец, но и общественный деятель. Его творческое наследие затмило своим величием предшественников и современников, и он по праву является основоположником осетинской литературы. А имя Коста для последующих поколений осетин стало критерием не только поэтической одаренности, мудрости художника, мужества общественного деятеля, но и человеческой личности. В представлении осетин он не только национальный поэт, но и национальный герой. Образ К. Хетагурова стал символом всего высокого и благородного, путеводной звездой целого народа. Будучи одним из передовых людей своего времени, воспитанный на идеях русской революционной демократии, сам до мозга костей, Коста распознал, что содержанием национальной жизни является не патриархальная идиллия, а жестокая борьба. И в этой борьбе он, не колеблясь, занял место с трудовым народом - против его угнетателей (В. Абаев, 1990 г.).

Стихи Коста не только читаемы в Осетии, но их перекладывают и на нотный стан, создавая песенные мотивы. Задолго до выхода в свет сборника стихов Коста они, читаемые в рукописном варианте, напевались в Осетии, опираясь на мелодии русских песен. Впоследствии на рифмы Коста писали уже профессиональные композиторы - такие, как Ахболат Алыккаев, Татаркан Кокоев, Ефим Колесников, Борис Галаев, Дудар Хаханов, Христофор Плиев, Жанна Плиева, - развивая тем самым осетинское песенное искусство. Основа и построение песен были овеяны духом русской и европейской музыки. Таким образом, зародился еще один жанр песни: городское песенное народное творчество (Д. Хаханов, 1975 г.).

Цель песенного текста - не повествовательная; его задача - вызвать у слушателей определенную эмоциональную реакцию. Не занять слушателя рассказом о делах героя, а воодушевить его или растрогать и взволновать - вот на что нацелены слова песни. Эта задача решается не пространным изложением событий, а особыми, характерными для героической песни художественными средствами и приемами, безошибочно действовавшими на слушателя тем, что они ярко и образно выявляют драматическую сторону происходящего (В. Абаев, 1990 г.).

Борис Галаев в критико-публицистическом эссе пишет о слиянии в творческом наследии великого Коста поэзии и песни, о неразрывной связи поэзии Коста с народным музыкально-поэтическим творчеством. На стихи Коста было написано 25 песен: «Горе», «Солдат», «Походная», «Сидзæргæс», «Хъуыбады», «Фсати», «Фесæф», «А-ло-лай», «Катай», «Ныфс» и другие.

Свой огромный талант Коста Хетагуров полностью принес служению народу, национально-освободительной идее, но патриотизм Коста органично сливается с безупречным интернациональным отношением к другим народам. Оно вытекало из его основного положения о свободе, равенстве и братстве людей. И он громко заявлял:

Люблю я целый мир, люблю людей, бесспорно, 
Люблю беспомощных, обиженных, сирот,
Но больше всех люблю, чего скрывать позорно? - 
Тебя, родной аул, и бедный наш народ.


Как стихи, так и песни на стихи Коста передают творческую социальную основу мировоззрения автора, шагавшего в ногу со временем. Песни на его стихи, призывающие к борьбе («Горе», «Походная», «Катай»), были известны не только в Осетии, но и в Закавказье, поднимая революционный дух и силу народа. Эти революционные песни прошлого сыграли огромную роль в освободительном движении нашего народа, они сплачивали и организовывали народные массы. Песни на стихи Коста пелись в каждом селении, в каждом доме осетина. Они обессмертили подвиги героев, самоотверженно боровшихся за освобождение народа от угнетения и эксплуатации.

Анализируя музыкальную основу лирики Коста, можно говорить о языке мелодии как о национально-специфическом начале и о том, что она перекликается с общенародными истоками песенного творчества других народов (Б. Галаев, 1964 г.).

Дружба оперного певца В. Аликова с Коста явилась источником создания многих песен на его стихи: «Кубады», «Тревога», «Додой», «Раздумье»... (Ф. Алборов, 1990 г.)

В отношении основных принципов построения стихотворной композиции текстов песен В. И. Абаев считает, что ритмический строй строфы стиха героических песен определяется, прежде всего, «музыкально-ритмическим строем ее напева и только во вторую очередь - строем песенной поэтики и стиховой ритмики. Взятый вне напева, песенный текст нередко производит впечатление, мало отличимое от прозы.... Но есть немало случаев в песенном творчестве, где текст имеет четкую стихотворную структуру независимо от музыки...» (В. Абаев, 1990 г.)

Не только стихи К. Хетагурова перекладывались на музыку - примечателен и факт создания песни о самом поэте, один из вариантов которого записал Е. Колесников в 1940 г. (Грамматикополо, 2001 г.)

Коста, казалось бы, не соответствовал тем внешним признакам, которые обязательны для героев этих песен. Он не сражался с оружием в руках, не пел в схватке с врагами, но зато он имел все внутренние черты, роднящие его с эпическими героями. Всю свою жизнь, все силы он отдал служению народу, неутомимо и бесстрашно боролся против несправедливости, угнетения, насилия, терпел за это преследования и лишения, бывал ссылаем. Народ в своем песенном творчестве приравнял Коста к таким любимым и прославленным героям, как Чермен, Таймураз, Хазби (В. Абаев, 1990 г.)

Многие осетинские композиторы обращались к творческому наследию Коста, создавая шедевры осетинской классической музыки. Коста сам знал и любил классическую музыку, в частности, музыку П. И. Чайковского. Мировоззрение и творческая одухотворенность Коста Хетагурова и Петра Чайковского сливаются воедино. Не это ли послужило поводом к написанию таких стихотворений, как «Памяти Чайковского», «Музе», «О чем жалеть»?

Разбита стройная, чарующая лира,
Повержен жертвенник, разрушен пышный храм, - 
Навеки улетел «соловушка» от мира 
В страну далекую, к далеким небесам...


Обращаясь к творческому наследию К. Хетагурова, Б. Галаев написал романс «Я смерти не боюсь», песни «Додой», «Марды уæлхъус», «А-ло-лай», музыку к кинофильму «Фатима». К стихотворению «Я смерти не боюсь» композиторы обращались не один раз. На его основе были написаны романсы Фаризат Хуцистовой и Ларисой Кануковой, но все-таки романс Галаева особо затрагивает струны нашего сердца лаконизмом и контрастностью. Романс «А-ло-лай» Борис Галаев написал для женского голоса и фортепиано. Он создает удивительную вокальную акварель для камерного репертуара. Музыкальные темы к кинофильму «Фатима» тоже разнообразны. Они делятся на три группы:

1. Мелодии лирических сцен (исполняет оркестр народных инструментов).
2. Трагические темы (исполняет симфонический оркестр).
3. Бытовые мелодии (исполняет гармоника).


Кульминация фильма - песня «Додой», которая представлена в исполнении симфонического оркестра.

Романс «Джук-Тур» на стихи Коста написал Илья Габараев, внешне удивительно походивший на самого Коста, который словно явился со страниц нартских сказаний и каждый день жизни которого погружен в сложные размышления об истории своего народа, его нелегкой исторической судьбе. Этот романс отличается большим психологизмом. Музыкальная линия выразительна и вдохновенна.

В 1979 году композитор Дудар Хаханов написал Пятую симфонию, посвященную памяти Коста Хетагурова. Лейтмотив симфонии - размышление современного человека о судьбе поэта, поклонение его таланту, сочувствие человеческим страданиям.

«Мне хотелось в этом сочинении выразить всю глубину моих чувств к этому человеку, раскрыть средствами музыки его тяжелую жизнь и светлый человеческий облик», - писал Хаханов (Сухарников А. Ф., 1983 г.).

Чья девушка так обо мне зарыдает,
Чтоб дрогнул утес в вышине?
Кто песнь обо мне на фандыре сыграет,
Кто в скачке мелькнет на коне?


Эти строки из стихотворения Коста «Без доли» вполне могли бы стать программным эпиграфом к симфонии. Однако, несмотря на яркую образность, это сочетание не предполагает конкретных сюжетных объяснений. Симфония не является портретом Коста, музыкальным комментарием его творчества. Это, скорее, размышления современного человека о судьбе поэта, поклонение его таланту, сочувствие человеческим страданиям. Это думы о судьбах Родины в тяжелую пору, о могучей силе народа.

В трехчастном симфоническом цикле последовательно раскрывается главная идея произведения, выраженная как поединок двух миров - духовного, интеллектуального мира поэта-гуманиста, постоянно борющегося, страдающего, и мира человеческого зла, воинствующего мещанства. В симфонии неразрывно переплетаются картина жизни и яркая личность поэта, человека тонкой души, большого художника.

В симфонии использованы народные мелодии песен: «Горе», «Фсати», «Без доли», «Походная». Хаханов открывает сочинение образом Родины. Это эпиграф-заставка, своеобразное обращение от автора, словно говорящего слушателям: вот наша прекрасная земля, немало видевшая горя и страданий, земля мужественных, смелых, трудолюбивых людей, готовых к борьбе за свое счастье. Слушая эту музыку, вспоминаешь замечательные строки Коста:

Я счастия не знал, но я готов свободу,
Которой я привык, как счастьем, дорожить,
Отдать за шаг один, который бы народу 
Я мог когда-нибудь к свободе проложить.


Музыкальный материал первых двух частей произведения наполнен психологическими красками. Это и размышление, мольба, скорбное причитание, лирическое изумление и печаль. Вместе с тем жизнь поэта - жизнь героическая, и это определяет такие черты музыки, как сила, волевой порыв, внутреннее сопротивление.

В финале симфонии стремительное музыкальное движение, постоянно охватывающее всю оркестровую массу и увлекающее развитие музыки в вихревый звуковой поток, является символом растущего народного движения, стремления к новой жизни, к тому, о чем мечтал Коста.

Первое исполнение состоялось в октябре 1979 года на 120-летие со дня рождения Коста Хетагурова.
Неразрывная связь поэта с народом воплощена композитором Х. С. Плиевым в опере «Коста», которая принесла ему признание в 1960 году. На материале оперы создан фильм «Возвращение Коста», который получил премию на международном фестивале телевизионных музыкальных фильмов в 1974 году.

Христофор Плиев представил К. Хетагурова в опере «Коста» не столько поэтом, сколько героем-защитником угнетенных и бедных. Помимо Коста, в опере предстают и другие символические образы: Мать сирот, Голос Земли, старец-сказитель Кубады, Плакальщица, молодой Чабан. Реальные лица и образы тоже патетичны: князь Дзахсоров - воплощение зла, Анна Цаликова - возлюбленная поэта, священник отец Александр и Варвара Шредер - друзья поэта. 

Опера состоит из шести разнохарактерных эпизодов…

Заключительный эпизод «Тревога» построен на хоре народа «Додой» («Горе»). Звучит Голос Земли, Коста предрекает лучшие времена для Осетии: «Верю, придет свобода».

Главная идея произведения - неразрывная связь поэта с народом - воплощена композитором в музыке. Музыкальные характеристики Коста и горцев (и вокальные, и оркестровые) основаны на интонациях песни «Додой»… 

Опера «Коста» - глубоко национальное реалистичное произведение. Это патетическое повествование об осетинском народе и его певце Коста Хетагурове.

По поэме К. Хетагурова «Фатима» (1984) талантливый композитор Ж. В. Плиева создает одноименный балет. Повествуя о противоречиях своей эпохи, автор поэмы смотрел далеко вперед, предугадывая нравственные проблемы, тревожащие человечество и сегодня. В «Фатиме» Жанну Плиеву увлекли не эффективные сценические подробности повествования, не романтические страсти, не социальные моменты - ее покорила необычайная психологическая сложность душевной жизни молодой женщины, сильной и цельной натуры.

«В «Фатиме» я хотела показать неразрывность прошлого и современного, - говорит Ж. Плиева. - В центре моего внимания были вечные проблемы взаимоотношений двух половин рода человеческого» (М. Якубов, 1988 г.)

У композитора Фатима не только главный образ, но и олицетворение всех основных художественных идей автора…   

Сочными музыкальными красками рисует Ж. Плиева сцены народной жизни: праздничную суету гостей, эпизоды споров, столкновений, внезапное появление гонца с вестью о вторжении иноземцев, танцы девушек, воинов, старцев... Народно-национальные интонации проникают также в музыку лирического дуэта Фатимы и Джамбулата.

Музыка балета построена на едином симфоническом дыхании, на сильных контрастах в соответствии с переломами в судьбах героев (М. Якубов, 1988 г.)

Стихотворение К. Хетагурова «Я смерти не боюсь» послужило композитору А. Я. Кокойти литературным первоисточником для создания увертюры «Коста» (1947).

Для хора с инструментальным сопровождением композитор Н. А. Кабоев написал кантату «Памяти Коста» на стихи И. Гурджибековой (1998). В основе симфонии Николая Кабоева для струнных лежит осетинская народная песня «Без доли» на слова К. Хетагурова (1995). «Кто сегодня мы все, как не обездоленные?» - восклицает автор, поясняя программный замысел произведения.

К творчеству Коста Хетагурова не раз обращались и осетинские «битлы» -  ВИА «Бонварон», создавая эстрадные песни.

Коста был и остается путеводной звездой для осетинских композиторов. Уверена, что для будущей плеяды музыкантов Осетии творчество К. Л. Хетагурова будет сокровищницей и кладезью.
 

Перечень музыкальных произведений, созданных на стихи К. Хетагурова:

Оперы:
X. Плиев. «Коста» (либретто М. Цагараева, И. Шароева);
Х. Плиев. «Фатима» (либретто X. Плиева по одноименной поэме К. Хетагурова, 1989];

Балеты:
Д. Хаханов. «Хетаг» (либретто А. Хадарцевой, по мотивам одноименной поэмы К. Хетагурова, 1963);
Ж. Плиева. «Фатима» (1982 - 84 гг.);
Л. Канукова. «Перед судом» (по одноименной поэме К. Хетагурова, либретто 0. Егорова и Ю. Мячина);

Оркестровые:
Д. Хаханов. Симфония Пятая «Память» ( посвящена памяти К. Хетагурова к 120-летию со дня рождения, 1979); 
Н. Кабоев. Симфония для струнных, арфы и челесты (1989-95 гг.).
А. Кокойти. Поэма «Коста» (1947).

Для хора с инструментальным сопровождением:
Н. Кабоев. «Памяти Коста». Кантата для женского хора и струнного оркестра на стихи И. Гурджибековой (1998)
Д. Хаханов. Кантата «Певец народа» (1970)

Хоровые:
Ф. Алборов «Ноктюрн» на стихи К. Хетагурова (1982) 
А. Кокойти «А-ло-лай» («Колыбельная»), «Мæ хуры хай» («Дума жениха»), «Додой» («Горе»). Б. Галаев Романс «Я смерти не боюсь» 
Б. Галаев. Романс «Марды уæлхъус»
Б. Галаев. Романс «Не верь»
Б. Галаев. Романс «О чем жалеть»
Б. Галаев. Романс «Песня Ибрагима»
Б. Галаев. Романс «Догорела заря»
И. Габараев. Романс «Джук-тур»
И Габараев. Романс «Дождливый день» 
И. Габараев. Романс «Ожидание»
Л. Канукова. Романс «Джук-тур»
Л. Канукова. Романс «Я не пророк»
Л. Канукова. Романс «В бурю»

Вокальные:
«Горе» («Додой»)
«Солдат»
«Походная» («Балцы зарæг»)
«Мать сирот» («Сидзæргæс»)
«Хъуыбады»
«Фсати»
«Пропади» («Фесæф»)
«А-ло-лай»
«Знаю» («Зонын»)
«Тревога» («Катай»)
«Надежда» («Ныфс»)
«Песня бедняка» («Мæгуыры зарæг»)
«Без доли» («Æнæ хай»)
«Новогодняя ночь» («Ногбон æхсæв»), «Посмотри» («Ракæс»)    
«Прислужник»
«Пойманная птичка» («Цъиу æмæ сывæллæттæ»),
 «О, если бы»
«Раздумье»
«Дума жениха» («Ускуры мæт»)
«Новогодняя песня» («Нæуæгбонты зарæг»),
 «Песня»
«Скорбь жениха» («Ускуры хъынцъым»)
«Спой!» («Азар!»)
«Сердце бедняка» («Мæгуыры зæрдæ»)

(Из книги «Лирика Коста Хетагурова в музыкальных звуках». Цхинвал, Дом печати, 2011 г.)


Жанна Цховребова, 
музыковед
Рубрика: "Русское слово в Южной Осетии", №2(16), 2019 год | Просмотров: 518 | Добавил: Редактор | Дата: 25 Февраля 2024 года.
Друзья сайта
Президент РЮО
Правительство РЮО
Парламент РЮО
МИД РЮО
Посольство РФ в РЮО
Представительство Россотрудничества в РЮО
Международная ассоциация преподавателей русского языка и литературы
Координационный совет общественных организаций российских соотечественников
в Южной Осетии

Газет "Хурзæрин"
Газета "Южная Осетия"
"Sputnik - Южная Осетия"
ИА "Рес"
МИА "Южная Осетия сегодня"


Календарь
«  Декабрь 2019  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031
Архив записей