Многогранность таланта, широта и разнообразие творческой деятельности Коста Хетагурова - уникальное явление не только в осетинском искусстве, но и в мировой практике.
Талант предопределяет как разносторонность, так и огромное трудолюбие, умение и чувство актуальности поставленных творческих задач.
Становление Коста как художника предопределили удачно сложившиеся обстоятельства. В Ставропольской гимназии он учился рисованию у выпускника Российской академии художеств В. И. Смирнова. Поступив в Академию художеств г. Санкт-Петербурга, Коста не смог закончить ее в связи с материальным положением, не имея средств для оплаты обучения.
В дальнейшем К. Хетагурову пришлось самостоятельно углублять и расширять свои знания в области живописи, что хорошо видно по его художественным полотнам, тому, как он постепенно набирает мастерство и в исполнительской технике, и в умении мыслить пластически, образно. Если в ранних работах чувствуется скованность рисунка и цветового решения, то в более поздних исчезает неуверенность, ученичество, и мы видим, как от работы к работе он превращается в настоящего мастера. Кто учился в Академии художеств, хорошо знает, как буквально изо дня в день студент набирается мастерства, совершенствуется в технике исполнения, не говоря уже о нескольких годах обучения, которых не хватило Коста. И этот серьезный пробел ему пришлось преодолевать самостоятельно, путем самообразования. Не имея длительных академических натурных постановок, он, наверное, больше изучал натуру наблюдением. Вряд ли у него были достаточные условия писать с натуры в учебных целях. Во всяком случае, сохранившиеся портреты не причислены к упражнениям с натуры, это законченные серьезные художественные произведения известных людей, но никак не постановочные, с целью изучения натуры. Кроме того, глубокие знания натуры и исполнительское мастерство, высокая техника не гарантируют творческую удачу, нужно все время держать форму, можно сказать, тренировать глаз и руку. Но, зная серьезное увлечение Коста Хетагурова литературным творчеством, вряд ли у него оставалось достаточно времени для занятия учебным рисунком или живописью.
Сегодня никто не задумывается над тем, в каких условиях жил художник, какое у него было здоровье, каково было его окружение. Люди смотрят на результат достаточно строго и требовательно, остальное редко вспоминается.
Так как на работах Коста Хетагурова не поставлены даты исполнения, то, видимо, учитывая его незавершенное образование и самостоятельное развитие и усилия в постижении высот школы, мы могли бы по тому, как Коста совершенствовался в мастерстве живописи, выстроить хронологию создания им своих живописных произведений, по мере того как он набирался мастерства, смелости и тонкости исполнения.
Таким образом (конечно, это приблизительно, могут быть и неточности), мы можем составить хотя бы относительную очередность созданных произведений. Хочу оговориться: две работы - «Гонка араки» и «Моление о чаше» выпадают стилистически из его творчества, и я уже писал о том, что они приписываются Коста, но таковыми не являются.
К великому сожалению, со дня смерти Коста Хетагурова и до сих пор все еще нет нормального профессионального альбома его живописных произведений. Мы читаем письма сестры Коста Хетагурова к представителям осетинского общества, которые не очень рьяно стремились помочь поэту и художнику в издании его книги; часть заработанных от издания денег она желала потратить на лечение больного Коста. Известно, что сделка не состоялась, так как осетинское общество затребовало слишком большую долю из предполагаемой прибыли от издания книги Коста. Но, как мы видим, ничего за прошедший век не изменилось.
Не только о Коста Хетагурове, но и о Махарбеке Туганове и об Азанбеке Джанаеве нет ничего изданного, достойного похвалы. А ведь тратятся деньги на временные, а не на вечные ценности. Народ силен, в основном, своей научной и творческой интеллигенцией, которой уделяется, наверное, недостаточное внимание.
Но это еще полбеды. Все, что издано о живописи Коста Хетагурова, это фрагментарно, так как печатаются только работы из собрания Северо-Осетинского художественного музея, то есть то, что под рукой. А ведь есть работы в музее Южной Осетии и, наверное, еще и в сел. Лаба и в местах его ссылки. Кроме того, то, что уже издано, выполнено не на высоком профессиональном уровне. Один из самых главных недостатков всех изданий – это то, что произведения живописи Коста Хетагурова печатаются в сумбурном порядке, без учета хронологической последовательности, что является обязательным в мировой практике издания альбомов о творчестве художников. Например, альбом Кандинского начинается с его ранних реалистических этюдов, пейзажей, и постепенно мы видим, как художник эволюционирует, развивается и достигает больших высот. Есть также альбом художника Франтишека Купка, который тоже начинается с великолепных реалистических фигуративных работ, а потом автор переходит к абстракционизму. Также можно привести примеры любых авторов из других эпох, где эта закономерность строго соблюдается. К сожалению, всего этого мы не видим даже в тех скудных изданиях, которые имеем на сегодняшний день.
Возьмем, к примеру, подборку выпуска 1980 г. издательства «Изобразительное искусство» г. Москвы. Читаем перечень произведений:
- «Скорбящий ангел», 1888 г.
- «Дети-каменщики», 1886-1890 гг.
- «Портрет Крек-Носковой», 1890 г.
- «Тебердинское ущелье», 1900 г.
- «Автопортрет».
- «Гонка арки».
- «За водой».
- «Моление о чаше».
- «Перевал Зикара».
- «Портрет Анны Цаликовой», 1898 г.
- «Портрет Ланге».
- Портрет Мысырби Гутиева».
- «Портрет Тутти Тхостовой».
- «Портрет Хусина Баева».
- «Природный мост в верховьях Кубани».
- «Гора Столовая».
Другой пример: ассоциация творческой и научной интеллигенции «Ир» в 1994 г. издала календарь-альбом, где произведения Коста распределены тоже по усмотрению автора, а не в хронологическом порядке:
- «Тебердинское ущелье», 1900 г.
- «Портрет Мысырби Гутиева».
- «Скорбящий ангел», 1888 г.
- «Моление о чаше».
- «Природный мост в верховьях Кубани».
- «Дети-каменщики», 1886-1890 гг.
- «Портрет Анны Цаликовой».
- «За водой».
- «Портрет Тутти Тхостовой».
- «Перевал Зикара».
- «Портрет Крек-Носковой», 1890 г.
На обложке - «Автопортрет».
К примеру, в картине «Дети-каменщики» мы уже видим композиционную изощренность, внутреннюю и внешнюю тему, изящный рисунок, впечатляющие образы детей, артистичность, величавую красоту кавказской природы, светло-воздушную среду и блестящий колорит. Все это говорит нам о том, что данное произведение Коста заканчивал уже зрелым мастером, хотя и начал его в 1886 г., т. е. в ранний период своего творчества. И именно поэтому ее нужно отнести к позднему периоду творчества Коста Хетагурова.
Таким образом, мы видим, что работы печатаются по случайному порядку, без учета времени их создания, что не только непрофессионально, но и нелогично. Обычно, повторюсь, альбом начинается с ранних работ и заканчивается последними, что дает возможность проследить все этапы, весь путь творческого развития художника.
Как было сказано выше, на многих работах Коста нет даты исполнения. Поэтому есть идея и задача определить приблизительное время создания произведений по мере развития мастерства и исполнительской техники автора. Учитывая, что Коста Хетагуров учился в Академии художеств только три года, естественно, в начальный период творчества в его работах встречаются небольшие погрешности в рисунке, ощущается скудность живописных приемов и т. д. Например, в картине «За водой» левая нога мальчика нарисована неудачно в перспективе. И в цвете работа решена колористически скупо. Явно чувствуется, что это его ранняя работа. Можно взять еще «Портрет Ланге», где изобразительные средства также не очень богаты. А вот «Портрет Хусина Баева» уже написан блестяще, можно сказать, по-тициановски - мягко, воздушно, в гамме и колорите, с виртуозным владением мазка.
Значит, у нас есть возможность расставить картины Коста в хронологическом порядке, изучая путь его творческого развития и усовершенствования мастерства.
Пропущенные годы академического обучения К. Хетагурову пришлось наверстывать самостоятельно, не имея достаточных условий: это и натура, и материалы, и свободное для самообразования время. Можно смело сказать, что и в этом Коста Хетагуров оказался на высоте. Он достаточно динамично развил свое мастерство, точность рисунка, живописность, чувство цвета, и, что особенно похвально, в последних его работах появился колоризм - такое редкое явление в живописи.
Из всего сказанного ясно, что мы можем составить хронологический ряд произведений К. Хетагурова и в таком порядке публиковать их в издаваемых альбомах. Есть еще и другой метод печатания живописных произведений - это группировать их по жанрам (пейзажи, портреты, тематические картины и др.). Но для начала необходимо собрать все работы воедино. Можно было бы организовать поисковую работу в Херсонесе, в местах ссылки поэта, а также в селении Лаба, включить работы из музея города Цхинвала, чтобы имелось полное представление о живописных произведениях Коста Хетагурова.
Шалва БЕДОЕВ,
народный художник РФ