После окончания Кавказской войны в 1864 году большая часть мусульманского населения Северо-Западного Кавказа была вынуждена навсегда оставить свои насиженные места и перебраться в Османскую империю. Освободившиеся земли должны были заселить горцы-христиане и казаки.
В это время на Зругское ущелье Туалгома заявили свои права князья Мачабеловы. Несмотря на то, что грузинские притязания были необоснованными, в 1858 году начальник Осетинского округа князь Авалов передал все осетинские земли к северу от перевала Зикара Мачабеловым. Протесты местного населения были проигнорированы.
Но недовольство осетинских крестьян продолжалось длительное время, и тогда было принято решение переселить их на пустующие земли в верховьях Кубани. Склонить туальцев к переезду было поручено их авторитетным землякам: подпоручику Левану Хетагурову (отцу Коста) и прапорщику Мысырби Гутиеву.
Князь Барановский, директор департамента Главного управления наместника Кавказского, так охарактеризовал Левана: «Офицер этот заслуживает особого внимания начальства, потому что он стоял во главе всего Наро-Мамисонского населения, вся фамилия его отличалась преданностью правительству и верной службою, сам он в течение своей долговременной службы, постоянно заявляя себя с самой лучшей стороны, с отличием участвовал во многих экспедициях и, будучи уже в преклонных летах, устранил своим влиянием весьма многие затруднения по переселению осетин в Кубанскую область».
За помощь в организации переселения горцев Л. Хетагуров и М. Гутиев были поощрены царским правительством. Так, Леван получил в Кубанской области 200 десятин земли, пожизненную пенсию в размере 300 рублей в год и право бесплатного обучения его детей Константина и Ольги. Мысырби в награду отвели земельный участок в размере 150 десятин.
Прежде чем переехать на новое место жительства, 16 сентября 1869 года в Кубанскую область была отправлена делегация. В неё вошли начальник Осетинского округа полковник Эглау, а также Леван Хетагуров, Мысырби Гутиев, Давид Бирагов и Темыр Беджисов. Их встретил начальник Эльбрусского округа подполковник Петрусевич в станице Баталпашинской (ныне г. Черкесск).
Для нового поселения местные власти отвели район возле военного укрепления Хумаринского. Территория была сплошь покрыта густым лесом и малопригодна для ведения сельского хозяйства. Несмотря на это, по возвращении домой была развёрнута кампания по переселению, результаты которой превзошли все ожидания.
Мигранты, пожелавшие переселиться в Кубанскую область, в августе 1870 года собрались в селении Ардон и на деревянных двухколёсных арбах, запряжённых волами, со своими семьями, домашними животными и скарбом двинулись в путь.
Изнурительная дорога, сопряжённая с неимоверными трудностями и лишениями, заняла около полутора месяцев. В начале октября переселенцы достигли пункта назначения и принялись обустраиваться на отведённом им месте - левом каменистом берегу Кубани у слияния с рекой Большая Шоана.
Зима была на носу, поэтому в спешке пришлось строить землянки. Начальник округа Петрусевич на время холодов предложил Левану Хетагурову занять тёплое жильё в Хумаринской крепости, на что, к чести его, последний ответил отказом, желая разделить все тяготы со своими земляками.
На новом месте осетины получили по 15 десятин земли на одного мужчину, по 35 рублей подъёмных и ряд других льгот. Среди первых поселенцев были Абаевы, Авсараговы, Айларовы, Баскаевы, Бериевы, Бираговы, Боциевы, Бутаевы, Бязровы, Габаевы, Гагиевы, Джиголаевы, Дзанаевы, Дзугаевы, Дзусовы, Дзутовы, Дзасоховы, Епхиевы, Зангиевы, Исаковы, Кадзовы, Калоевы, Каргиновы, Кесаевы, Козаевы, Колиевы, Кучиевы, Нартиковы, Сохиевы, Тамаевы, Татровы, Тлатовы, Тотиевы, Тохсировы, Урумовы, Фардзиновы, Хестановы, Хетагуровы, Хозиевы, Цаллаговы, Цахиловы, Цогоевы, Цуциевы, Черкасовы (Черчесовы), Чеховы и другие.
Селение сперва назвали Шоанинским (по имени реки и горы Шоаны), затем — Ново-Осетинским, а в 1879 г. переименовали в Георгиевско-Осетинское. В советское время в честь выдающегося осетинского поэта, проведшего здесь последние дни своей жизни, село получило современное официальное название — имени Коста Хетагурова. Местные жители с момента основания неизменно называют его Лаба (по осетинскому названию реки Кубань).
Земли Лабы оказались настолько плохими для сельского хозяйства, что уже через полгода осетины обратились в администрацию о предоставлении им в пользование пахотных угодий. И так беспрерывно продолжалось около двух лет. Но на все прошения следовал отказ.
Люди были сильно разочарованы в своих ожиданиях, поэтому многие из них захотели вернуться обратно. К сожалению, им и этого не позволили сделать. Начальник Терской области Лорис-Меликов писал так: «По совершенному неимению свободной земли во вверенной мне области я признаю невозможным дозволить переселившимся в 1870 году на жительство в Кубанскую область осетинам водвориться опять в пределы Терской области».
Тем не менее слухи о сказочной кубанской земле, которая якобы давала по два урожая в год, разнеслись по всей Осетии. С 1872 по 1873 гг. было подано 289 ходатайств от осетин, пожелавших перебраться на Кубань. Особенно велико желание было у кадгаронцев (130 семей). Но к тому времени было принято решение о заселении новых земель исключительно русскими и казаками, поэтому осетинам было отказано.
Обосновавшись в Лабе, горцы расселились по земляческому принципу, поделив селение на пять районов: Алагир, Ардон, Мизур, Нар и Зруг. На склоне горы над селом они воздвигли несколько святилищ (дзуаров), которые принадлежали отдельным фамилиям и территориальным группам.
По архивным данным можно проследить рост населения. В 1886 году Лаба насчитывала 223 двора: 698 мужчин и 661 женщина. К 1917 г. число сельчан значительно увеличилось — 3102 человека. Из них 1603 мужчин и 1499 женщин.
С момента поселения осетин в верховьях Кубани карачаевское окружение не раз пыталось силой выдавить иноверцев-христиан. Но все нападки раз за разом оканчивались провалом. Необходимость в постоянной защите своих домов и жизней родных людей закалила лабинцев, придала им силы и воинственности.
Многие из них стояли на страже российских интересов в рядах вооружённых сил: в Осетинском конном дивизионе и Кубанской постоянной милиции, состоявшей исключительно из горцев. Из архивных документов известны имена осетинских милиционеров. Ими стали представители большинства лабинских фамилий – таких, как Авсараговы, Айларовы, Бараковы, Баскаевы, Бурнацевы, Бутаевы, Ватаевы, Датиевы, Дзанаевы, Дзугаевы, Казбековы, Каргиновы, Козаевы, Колиевы, Сохиевы, Тамаевы, Тлатовы, Хетагуровы, Цахиловы, Черкасовы, Чеховы и др.
За беззаветное служение отчизне лабинцев награждали именным оружием, медалями и орденами. Так, Бека Сосиев и Кавдин Чехов получили высшую награду для солдат и унтер-офицеров за боевые заслуги и за храбрость, проявленную против неприятеля, — Георгиевский крест.
Осетины показали себя доблестными воинами и в ходе Первой мировой войны. После её окончания домой в родное селение вернулось около 300 бывших офицеров и солдат царской армии. Во время Гражданской войны они поддержали Белое движение. Поэтому после того как Красная Армия с боем взяла Лабу, по приказу командира Балахонова село было сожжено почти дотла. По словам очевидцев, уцелело всего три дома. Многие годы потребовались на то, чтобы отстроить селение заново.
Лабинцы прославили свою малую Родину на полях сражений и в период Великой Отечественной войны. Звания Героя Советского Союза были удостоены трое представителей села: Георгий Бутаев, Александр Калоев и Александр Козаев. Их имена увековечены в памяти народа.
На северной окраине Лабы на юго-восточном отроге горы Шоана (с карач. — «святилище») расположен средневековый аланский христианский храм, возведённый в первой половине X века на левом берегу Кубани. На территории России это одно из древнейших православных сооружений.
Из византийских источников Х—XIV веков известно, что Шоанинский храм входил в Аланскую епархию, являясь одним из центров христианства на Северном Кавказе. На период его постройки приходится крещение всей аланской феодальной верхушки.
До XVIII века в церкви содержалась старинная библиотека. В настоящее время две книги из неё хранятся в Этнографическом музее Гёттингена, остальные бесследно исчезли.
В XIX веке в храме располагался мужской монастырь — Георгиевско-Осетинский скит. С юго-западной стороны монахи соорудили длинную пристройку — жилое помещение «братии». До наших дней от неё остались каменная лестница, спускающаяся вниз, трапезная и кельи. С приходом советской власти монастырь был закрыт.
На сегодня Шоанинский храм является действующим и носит имя Святого Великомученика Георгия Победоносца. В нём проводятся службы для православных осетин из Лабы.
С селением неразрывно связана судьба великого осетинского поэта и просветителя Коста Хетагурова. В нём он провёл детские годы, а также периоды ссылок из Терской области. Одним из поводов для изгнания послужило активное участие гуманиста в кампании против закрытия осетинской Ольгинской женской гимназии. В апреле 1906 года Коста умер, найдя упокоение в земле Лабы. Позднее его прах был перезахоронен во Владикавказе. |