В будущем году 9 мая в Южной Осетии, России и Белоруссии, да и во всем цивилизованном мире, где остались честные, миролюбивые и благоразумные люди, будет праздноваться один из самых главных и мною любимых праздников – День Победы в Великой Отечественной войне.
Подвиг героев тех лет, спасших человечество от "коричневой чумы" фашизма, положивших на алтарь свободы свои жизни,– сквозь поколения гордостью отдаётся в наших сердцах!
В нашей стране, как в песне из известного фильма "Офицеры", – "нет семьи такой, где б не памятен был свой герой....". В этом смысле, не стала исключением и наша семья, где мы чтим своего героя – каждый год принимаем участие в шествии "Бессмертного полка", с гордостью проносим фотографию деда и прадеда Петра Григорьевича Пухаева.
Чем взрослее я становлюсь и больше узнаю о своём прадеде, тем шире и многограннее для меня раскрывается масштаб его личности – человека, прошедшего через три войны (Финскую, Великую Отечественную войну(1941-1945) , Отечественную войну осетинского народа (1989-2008)), свидетеля двух геноцидов осетинского народа и распада страны, ради которой он готов был отдать всё, человека, которого не сломали ни страшные бои, ни тяжёлое ранение, и который, несмотря ни на что, остался верен главным человеческим ценностям.
О его детстве известно немного. Родился Петр Григорьевич в 1913 году в многодетной семье сельского фельдшера Григория (Дриша) Пухаева в окруженном многовековым лесом, живописном селении Схлит Знаурского района Южной Осетии.
Нелегкий жизненный путь выпал на долю Петра Григорьевича: в семь лет он пережил ужасы геноцида 1920 года, когда его с пятью братьями и двумя сёстрами спасала мать от преследований отрядов грузинских карателей, уводя детей по заснеженным перевалам на север Осетии, в то время как отец семейства, вместе с товарищами, остался с оружием в руках прикрывать беглецов и беззащитных беженцев.
После установления Советской власти и возвращения к родному очагу глава семьи Дриш Пухаев, будучи единственным на несколько сёл грамотным человеком, стремился дать своим детям хорошее образование, азы которого сам прививал им с малых лет.
Его старания дали превосходные плоды: старший из сыновей – Иван дослужился до должности наркомпроса (по-нынешнему – министра образования ЮОАО), впоследствии он выступил против дискриминационной политики тбилисских властей в сфере образования в Южной Осетии, за что был обвинен в буржуазном национализме и был расстрелян в 1937 году. Следующий по старшинству Константин (Коста) стал одним из руководителей Всесоюзного радиокомитета. Остальные дети семьи Пухаевых также получили достойное образование, а восемнадцатилетний Петр, как наиболее способный выпускник рабфака, в качестве школьного учителя направляется в осетинские села Атенского ущелья Горийского района Грузии, где в течение двух лет обучает грамоте не только детей, но и взрослых, в том числе и ровесников своего отца. Впоследствии он продолжает работу в областном радиокомитете, а также делает первые шаги на поэтическом поприще: публикует первые стихи в журнале «Фидиуæг» и в газете «Коммунист».
В 1939году Петр Григорьевич связал свою судьбу с Медоевой Евдокией Виссарионовой. Мирная, полная планов на будущее жизнь молодой семьи, как, впрочем, и всего советского народа, в одночасье рухнула утром 22 июня 1941г. с вероломным нападением фашистских полчищ на нашу страну.
Все пять братьев Пухаевых и два их зятя встали на защиту родной земли: старший Константин (Коста) несмотря на то, что на него, как на руководящего работника, распространялась так называемая бронь, освобождавшая его от призыва, добровольцем ушел на фронт и погиб в боях под Москвой. Захар Григорьевич стал войсковым разведчиком и имел множество наград, в том числе Орден Красной Звезды, полученный лично из рук маршала Жукова, дошёл до Берлина, где был тяжело ранен при штурме рейхстага, но остался жив. Сократ Григорьевич служил в кавалерии, награжден орденами и медалями, в 43-м году на него пришла похоронка, но он оказался жив и вернулся домой после разгрома японской армии. Младший из братьев, Арсен Григорьевич, став кавалером орденов и медалей, закончил войну в Праге в Победном мае 1945 года.
Перед самым началом войны, 10 июня 1941 года, в ряды Красной Армии был призван мой прадед Петр Пухаев, и уже на второй день войны 23 июня он в составе стрелковой дивизии принял первый бой. По словам моего отца, его дедушка не любил рассказывать о войне, потому что ему было тяжело вспоминать о погибших товарищах, о кровавых боях, но о некоторых эпизодах он всё-таки поведал внуку. О том, например, какие трудности они испытывали в первые месяцы войны, когда у них была одна винтовка на троих, как героически погибали его боевые друзья, как он получил первое ранение на реке Березине в Белоруссии, как при форсировании Керченского пролива их в упор расстреливала вражеская авиация, как получил он свою первую медаль "За отвагу", когда вместе с двумя своими друзьями взял в плен девять фашистов.
4 ноября 1943 года в жестоком бою при штурме города Невель прадед был тяжело ранен, вражеская пуля раздробила ему коленную чашку. В госпитале военврач изначально хотел ампутировать ему ногу, но, пожалев раненого бойца, решился на операцию, в результате которой, без применения обезболивающих средств, коленный сустав был удален, а нога стала короче на 7 сантиметров и навсегда потеряла возможность сгибаться.
Проведя более полугода в госпиталях, Петр Григорьевич вернулся домой инвалидом. Имея множество боевых наград, в том числе Орден Отечественной войны 1-й степени, прадед всегда проявлял присущую настоящему воину скромность и надевал их только по большим праздникам.
Вернувшись в родную Осетию, Петр Григорьевич не собирался почивать на лаврах победителя и, отказавшись от положенных ему льгот, занялся любимым делом - литературным творчеством.
Свою послевоенную трудовую биографию прадед начинает в 1944 году в редакции местной газеты "Коммунист", затем становится главным редактором книжного издательства Автономной области. А с 1966 года до конца жизни возглавляет Общество охраны памятников культуры и архитектуры Южной Осетии.
Несмотря на занятость, он всегда находил возможность для занятия поэзией, через которую особой строкой проходила военная тематика. Впоследствии были изданы и несколько сборников стихотворений поэта. В одном из них я вычитал:
Ногæй цæф, кæм ма дæн уагыл!
Хæст мын баууылдта мæ къах,
Фæлæ стыр балцы фæндагыл
Ис мæ сырх туджы æртах…
Петр Григорьевич обладал ещё и непревзойденным (как отмечали критики) талантом художественного перевода. Благодаря его мастерству осетинский читатель получил возможность читать на родном языке произведения классиков русской и советской литературы, таких как Николай Некрасов и Николай Гоголь, Тарас Шевченко, Иван Франко, Галактион Табидзе.
Особое место в творчестве прадеда занимают переведённые на осетинский язык детские стихи С. Маршака, сохранилась и одна из нескольких книг, подаренных ему лично Самуилом Яковлевичем.
Однако главным трудом П.Пухаева-переводчика стала знаменитая поэма Александра Твардовского «Василий Теркин». После издания поэмы на осетинском языке Александр Трифонович приехал к нам в гости, чтобы лично поблагодарить осетинского поэта за его труд. Впоследствии между Александром Твардовским и Петром Пухаевым завязалась настоящая мужская дружба.
Тема войны в поэзии сблизила прадеда и с известной советской поэтессой Юлией Друниной, с которой они познакомились во время отдыха в Ялте в пансионате Литературного фонда при Союзе писателей СССР и долгое время вели творческую переписку.
Петр Григорьевич вместе со своей супругой воспитали четверых детей, каждый из которых нашел достойное место в жизни.
Шли годы, и череда наполненных драматизмом исторических событий завершилась тем, что не стало страны, за которую мой прадед Пухаев Пётр Григорьевич – воин, поэт и патриот сражался не жалея жизни, гордился ею и воспевал её в стихах.
На смену мирной, спокойной и безмятежной жизни вновь пришла война. Видавший многое на своем веку ветеран определенно не был готов к тому, что на склоне лет ему придётся стать свидетелем издевательств и вооружённой агрессии в отношении своего народа со стороны "ещё вчера добрых соседей". Он очень переживал то, что не может помочь должным образом своей Родине в силу преклонного возраста и здоровья.
Сердце старого солдата не выдержало 10 июня 1992 года, когда перед его домом во время обстрела города грузинскими нацистами , от разрыва мины погибли двое соседских молодых парней, выросших на его глазах.
Петра Григорьевича Пухаева хоронили под непрерывным обстрелом во дворе печально известной на весь мир цхинвальской школы №5, где детская спортивная площадка стихийно превратилась в мемориальное кладбище жертв грузинской агрессии.
История жизни моего прадедушки – это не только история одного человека, это история целого народа, эпохи. История, в которой смешались жестокие, грубые краски войны и нежные тона мирной жизни, взлёт и падение величайшей в мире страны «Советский Союз», история, которая учит нас ценить мир, любить Родину и помнить о тех, кто отдал за нас свою жизнь.
Я продолжаю изучать боевой путь моего прадедушки: без конца расспрашиваю о нем дальних родственниках, его друзей, «роюсь» в его бумагах, фотографиях и книжках.
Его путь солдата-защитника Отечества и его творчество – завещание последующим поколениям. И я буду бережно хранить память о Петре Григорьевиче Пухаеве – герое Великой Отечественной войны, чтобы передавать ее своим детям.
Автор: Барсаг Тедеев, ученик 10-Б класса прогимназии «Рухс» им. В. Хубулова |