Учитель русской литературы: Свиткова Д.В.
Учитель истории: Гоциева А.Т.
Тема урока: «Декабристы и поэзия»
Тип урока: интегрированный
Методы, используемые на уроке:
проблемное обучение;
опережающие задания;
дифференцированное обучение;
задания творческого характера;
использование ИКТ на уроке.
Цель урока:
- актуализация знаний учащихся о восстании декабристов 14(26) декабря 1825 года с помощью литературных произведений и сведений из исторической науки.
Задачи урока:
А) предметные:
- актуализировать знания о событиях 14 декабря 1825 года на Сенатской площади в столице Российской империи, участниках революционно-демократического движения, проследить за судьбами декабристов после поражения восстания;
- познакомить с программами Южного и Северного тайных обществ декабристов, предпринявших попытку государственного переворота;
- познакомить с поэтами-декабристами и их произведениями;
- совершенствовать навыки анализа поэтического текста;
Б) метапредметные:
- развивать умение выделять главное, обобщать и делать выводы;
- развивать умение видеть и понимать чувства, мысли и переживания героев;
В) личностные:
- воспитание чувства патриотизма, ответственности за принимаемые решения.
Ход урока
Организация урока.
Учитель литературы:
Начнем урок с поэтических строк. Вслушайтесь в них. Вспомните, кому они посвящены, кто их автор.
(СЛАЙД – КАРТИНЫ +АУДИО)
Во глубине сибирских руд Храните гордое терпенье, Не пропадет ваш скорбный труд И дум высокое стремленье.
Несчастью верная сестра, Надежда в мрачном подземелье Разбудит бодрость и веселье, Придет желанная пора!
— Кто автор этих строк? (А.С.Пушкин)
— Кому посвящено это стихотворение? (декабристам)
— А что вы знаете о декабристах? (ответы учащихся)
Учитель литературы:
Пушкин написал это послание своим опальным друзьям-декабристам и передал его через жену декабриста Муравьева в далекую Сибирь. Эти строки написаны почти 200 лет назад, но и сегодня при чтении этого стихотворения нас охватывает волнение. Это не просто стихи. Это, по словам Н.Огарева, «памятник геройского времени русской жизни. Времени, когда Россия впервые увидела революционное выступление против царизма».
Посмотрите на экран, это репродукции картин. Какое историческое событие изображено? (демонстрируются картины без названия и авторства).
Учащиеся: Восстание декабристов 14 декабря 1825 г.
Высвечивается на слайде название и авторство картин: Карл Иванович Кольман «Восстание на Сенатской площади в Петербурге 14 декабря 1825»; Василий Федорович Тимм «Восстание 14 декабря 1825 г.» (слайды)
Учитель литературы:
-Таким образом, о чем мы сегодня будем говорить? Сформулируем тему нашего урока (дети предлагают варианты).
- Да, восстание декабристов и судьба наиболее ярких участников событий.
СЛАЙД – ТЕМА УРОКА
Учитель истории:
В истории каждой страны есть незабываемые памятные даты. Проходят годы, меняются поколения, но остается память о тех событиях, без которых нет подлинной истории. Декабрь 1825 года - явление такого порядка. Сегодня мы обратимся к событиям тех лет.
-Какие задачи нам необходимо решить сегодня на уроке? (Смотрите СЛАЙД)
Учитель литературы:
- Обратимся к эпиграфу нашего урока - отрывку из стихотворения поэта Бориса Константиновича Макарова «Декабристы».
СЛАЙД
Жили-были... И неплохо... Не рабы, не бедняки... Те, кто вывели на площадь Взбунтовавшие полки. ...Этот князь, а тот полковник... Ленты, шпаги, ордена... Их чины, заслуги помнят Государь и вся страна.
Учитель истории:
- На вопрос, что же заставило русское дворянство восстать против существующей системы и власти царя, мы постараемся ответить в конце урока.
Учитель литературы:
- В этом нам помогут произведения литературы, авторы которых также являлись участниками тех исторических событий.
Герцен назвал декабристов «первой фалангой русского освобождения» и «самыми любимыми литераторами».
СЛАЙД:
«Все самое благородное среди русской молодежи – военные, как Пестель, Фонвизин, Нарышкин, Юшневский, Муравьев, самые любимые литераторы, как Рылеев и Бестужев, потомки славных родов, как князь Оболенский, Трубецкой, граф Чернышев, - поспешили вступить в ряды самой первой фаланги русского освобождения». А.Герцен
Актуализация знаний по истории
Учитель истории:
—Перенесемся в тот далекий ХIХ век, его начало, в эпоху царствования Александра I. Это было непростое время для России: непобедимый Наполеон и его полумиллионная армия были разбиты, но победа досталась ценою больших потерь. Постепенно налаживалась жизнь: в экономике крепнет капиталистический уклад, дворяне расширяют свои привилегии, а крестьяне по-прежнему находятся в позорной крепостной зависимости, которая является «пороховым погребом» под зданием могущественной империи.
Учитель литературы:
- О начале правления Александра I Пушкин писал: «Дней Александровых прекрасное начало…». Это было «губительное время».
Учитель истории:
— Какие же надежды возлагал на Александра I русский народ?
(Победив общими усилиями Наполеона и изгнав врага, страна ждала перемен. Крестьяне надеялись на улучшение своего положения. Народ ждал от царя приближения российских законов к западноевропейским.
— Перечислим самые важные, на наш взгляд, преобразования – реформы.
(Указами 1803-1804 гг. Александр I заложил основы единой системы образования в стране. В 1803 г.- был издан указ о «вольных хлебопашцах». Указ разрешил помещикам отпускать своих крепостных на волю с земельными наделами за выкуп.)
— Какие настроения существовали в обществе в отношении политики царя?
(Часть дворянства, мыслящая либерально, мечтала о конституции, а другая часть дворянства была настроена консервативно, считала, что изменения не нужны и даже вредны.)
Учитель истории:
- Первые тайные общества образовались после окончания заграничных походов. Какая цель была у этих организаций?
(Ограничение самодержавия и отмена крепостного права.)
Давайте поговорим о Южном и Северном тайных обществах декабристов. Они были созданы в 1821-1822 гг. Южное общество возглавлял Пестель, а Северное общество - Никита Муравьев. Оба общества считали необходимым подготовить восстание и захватить власть насильственным путем.
А почему они хотели захватить власть насильственным путем? (Потому что правительство Александра I отказалось от реформ.)
Несмотря на общие цели и задачи, между тайными организациями декабристов были и разногласия. Какие это были разногласия?
(Главным программным документом Южного общества стала составленная Пестелем «Русская Правда», а основным программным документом Северного общества – «Конституция», созданная Никитой Муравьевым. Проект Пестеля предполагал создание в России Республики и разделение властей. Законодательная власть должна была принадлежать Парламенту. Исполнительная власть передавалась Державной Думе. Эти органы власти должны были быть выборными. К выборам допускались все, вне зависимости от имущественного ценза. «Русская Правда» ликвидировала и сословное деление, провозглашала гражданскую свободу. Пестель предлагал отменить крепостное право. Управлять страной необходимо было из единого сильного центра. Россия, по мнению Пестеля, должна стать унитарным государством.
Согласно программе Муравьева, Россия должна была стать конституционной монархией. Права императора предполагалось урезать. В отличие от Пестеля, Муравьев считал, что Россия не должна быть унитарным государством. Более полезным административным устройством он считал федерацию. Северное общество считало необходимым отменить крепостное право.
Среди членов тайных обществ декабристов шли споры о способах достижения программных целей. В результате было принято решение о вооруженном выступлении.
Учитель литературы:
- Декабристы были высоко образованными молодыми дворянами, с блестящей карьерой, военной и статской службой. У них, казалось, было все: земли, крестьяне, богатые усадьбы, картинные галереи, уважение и почести в аристократическом кругу. Что еще нужно было для счастливой жизни и будущего? Однако, они восстали против самодержавия и поддерживаемой им власти, объединились в тайные общества вольнодумцев. Восстановим целостную картину событий 14 декабря 1825 на Сенатской площади в Петербурге.
Сообщение ученика:
Утром 14 декабря офицеры Александр Бестужев и Дмитрий Щепин-Ростовский вывели к памятнику Петра I в Петербурге Московский полк. К ним присоединились гвардейский морской экипаж и лейб-гвардии гренадерский полк – всего около 3000 человек. Верные Николаю войска оцепили Сенатскую площадь, имея четырехкратное превосходство.
Но планы восставших были нарушены с первых шагов, поскольку князь Трубецкой не явился на Сенатскую площадь. Накануне событий был арестован Пестель, а потом - другие члены Южного общества. Это внесло смятение в ряды восставших.
Учитель истории показывает карту. (СЛАЙД – СХЕМА)
Учитель литературы:
Раскаты залпов, раздавшиеся 14 декабря 1825 года на Сенатской площади, отозвались живым ярким словом в сердцах поэтов. Мастера слова по сей день воспевают в своих произведениях по сей день мужество, самоотверженность и патриотизм декабристов.
А.С. Пушкин посвятил декабристам стихи, в которых заверял в своей преданности дружбе с ними, высоко оценивал их патриотический подвиг, выражал веру в конечное торжество дела декабристов.
Вернемся к стихотворению, с которого мы начали урок. (СЛАЙД)
Во глубине сибирских руд Храните гордое терпенье, Не пропадет ваш скорбный труд И дум высокое стремленье.
Несчастью верная сестра, Надежда в мрачном подземелье Разбудит бодрость и веселье, Придет желанная пора:
Любовь и дружество до вас Дойдут сквозь мрачные затворы, Как в ваши каторжные норы Доходит мой призывный глас.
Оковы тяжкие падут, Темницы рухнут – и свобода Вас примет радостно у входа, И братья меч вам отдадут.
- Какова основная идея этого стихотворения?
(Свобода восторжествует и подвиг декабристов не будет забыт. Это стихотворение выражало веру в подъем освободительного движения.)
- Какова цель написания этого стихотворения?
(Пушкин хотел поддержать ссыльных друзей-декабристов, укрепить дух декабристов, дать понять, что и сам Пушкин, и все передовые люди России верили, что «не пропадет их скорбный труд и дум высокое стремление»).
- Какие эпитеты из стихотворения подтверждают это?
Крупнейший из поэтов-декабристов Александр Иванович Одоевский, член Северного общества, участник восстания на Сенатской площади, приговоренный к 12 годам каторги, написал Пушкину ответ на его Послание.
Читает наизусть ученик.
Струн вещих пламенные звуки До слуха нашего дошли, К мечам рванулись наши руки, Но лишь оковы обрели.
Но будь покоен, бард! - цепями, Своей судьбой гордимся мы, И за затворами тюрьмы В душе смеемся над царями.
Не пропадет наш скорбный труд, Из искры возгорится пламя, И просвещенный наш народ Сберется под святое знамя.
Мечи скуем мы из цепей И пламя вновь зажжем свободы! Она нагрянет на царей, И радостно вздохнут народы!
- Какова цель написания ответа? Того требовали правила этикета? Какова идея стихотворения?
(Уверить Пушкина в том, что они не сломлены ни физически, ни морально. Твёрдая уверенность декабристов в том, что дело, начатое ими, не пропадет: «Из искры возгорится пламя»).
- Если сравнить эти два стихотворения Пушкина и Одоевского, - то легко увидеть диалог друзей. Кроме того, равенство строф и единый стихотворный размер в стихотворениях делает их похожими. Каким размером стихосложения они написаны?
(Четырехстопным ямбом.)
Учитель истории:
Как закончилось восстание на Сенатской площади?
(Восстание потерпело поражение. Многие декабристы были арестованы и осуждены.)
Учитель литературы:
- Разгром восстания 14 декабря стал переломным событием в жизни Пушкина. Поэт оказался оторванным от тех людей, с которыми был близок по духу, свободолюбивые идеи которых он разделял и выразил в ряде произведений.
Часто спрашивают, а почему Пушкин не участвовал в восстании? Где находился в эти дни Александр Сергеевич?
(В ссылке в Михайловском. Узнав о восстании, Пушкин приказал запрячь лошадей и пустился в путь, но дорогу ему дважды перебежал заяц. Пушкин решил вернуться.)
Почему? Обратимся к Толковому словарю русского языка, составленному В.Далем. (Работа со Словарем Даля помогла понять значение приметы: плохая примета на Руси, к несчастью)
- Назовем лицейских друзей Пушкина
(И.И.Пущин, В.Кюхельбекер. Они – члены Северного общества)
Вильгельм Кюхельбекер (выступление ученицы) СЛАЙД
Его долго считали пылким чудаком. Он лицейский друг Пушкина. Немногие из современников сумели увидеть и оценить масштабность и разносторонность его таланта - поэта, драматурга, мыслителя, критика, теоретика искусства.
Кюхельбекер - активный участник восстания на Сенатской площади. После разгрома восстания он бежал из Петербурга, но был арестован и приговорен к каторжной работе на 20 лет. Он создал произведения, многие из которых почти столетие оставались неизвестными. Ему принадлежит замечательное стихотворение «Участь русских поэтов», строки которого актуальны и сегодня.
Читает наизусть ученица
Горька судьба поэтов всех племен;
Тяжеле всех судьба казнит Россию;
Для славы и Рылеев был рожден;
Но юноша в свободу был влюблен...
Стянула петля дерзостную выю.
Не он один; другие вслед ему,
Прекрасной обольщенные мечтою, -
Пожалися годиной роковою...
Бог дал огонь их сердцу, свет уму,
Да! чувства в них восторженны и пылки:
Что ж? их бросают в черную тюрьму,
Морят морозом безнадежной ссылки...
Или болезнь наводит ночь и мглу
На очи прозорливцев вдохновенных;
Или рука любезников презренных
Шлет пулю их священному челу;
Или же бунт поднимет чернь глухую,
И чернь того на части разорвет,
Чей блещущий перунами полет
Сияньем облил бы страну родную.
Выступление ученика
Кондратий Федорович Рылеев. (СЛАЙД)
Был одним из главных организаторов восстания на Сенатской площади, руководил Северным обществом. Рылеев казнён через повешение в Петропавловской крепости - в числе пяти руководителей Декабрьского восстания. Вместе с П. И. Пестелем, С. И. Муравьёвым-Апостолом, М. П. Бестужевым-Рюминым, П. Г. Каховским. Рылеев был одним из трёх декабристов, чья верёвка на шее во время казни оборвалась. Он провалился внутрь эшафота, но спустя некоторое время был повторно повешен.
Учитель истории:
Мы знаем, что план вооруженного выступления был разработан декабристами в доме К. Рылеева. Он включал следующие пункты. (СЛАЙД)
1. Вывести на Сенатскую площадь 6 гвардейских полков (Московский, Измайловский, Егерский, Финляндский, лейб-гренадерский, гвардейский морской экипаж).
2. Назначить диктатора - человека с неограниченными полномочиями (князя С.П. Трубецкого).
3. Взять Зимний дворец, арестовать царскую семью.
4. Захватить банк и почтамт.
5. Утвердить “Манифест к русскому народу”. Ввести гражданские права и свободы, отменить неограниченную власть императора. Отменить крепостное право.
После подавления восстания начались репрессии. Указом 17 декабря 1825 года была учреждена Комиссия для изысканий о злоумышленных обществах под председательством военного министра Александра Татищева. 30 мая 1826 года Верховная следственная комиссия представила императору Николаю всеподданнейший доклад, составленный делопроизводителем в Комиссии, министром внутренних дел по Бессарабии Д. Н. Блудовым.
Манифестом 1июня 1826 года был учреждён Верховный уголовный суд. Всего к следствию было привлечено 579 человек. Пятеро декабристов, как уже было сказано ранее, были повешены.
После восстания новый император Николай первый инициировал проведение следствия по данному делу.
Учитель литературы:
A.C. Грибоедов задолго до восстания декабристов выразил сомнение в победе декабристского движения, заявив, что “сто прапорщиков не в состоянии изменить государственный строй России”.
Учитель истории: Восстание было жестоко подавлено.
– Почему восстание декабристов потерпело поражение?
– Каковы причины поражения декабристов: узость круга революционеров, боязнь сблизиться с народом, утопизм идей, срыв плана восстания.
Учитель истории:
Многие участники восстания были сосланы в Сибирь, на рудники. Вслед за мужьями в изгнание отправились и многие жены декабристов. Екатерина Трубецкая была первой, за ней последовали Мария Волконская, Александра Муравьева. Всего в Сибирь поехало 11 жен декабристов. Они отказались от всех привилегий как дворянки, оставили малолетних детей и престарелых родителей. Знали, что вернуться в Петербург смогут только после смерти мужа.
Учитель литературы:
Среди литературных произведений, посвященных декабристам, поэма Н.А. Некрасова «Русские женщины». Она занимает особое место в творчестве поэта. Преклонение перед подвигом жен декабристов, их мужеством и благородством, горячее сочувствие звучат в каждой строфе поэмы.
Учитель истории: (СЛАЙД)
121человек сосланы на каторгу и поселение в Сибирь. В ночь на 21 и 23 июля 1826 г. две первые партии декабристов (8 человек), приговорённых к каторге, были увезены из Петропавловской крепости в Сибирь. Почти весь 37-дневный путь до Иркутска они проделали закованными в кандалы. По прибытии в Иркутск они были направлены на солеваренный завод в Усолье и винокуренные заводы Александровский и Николаевский.
Солдат, участвовавших в восстании, судили отдельно. Часть из них была прогнана сквозь строй в 1000 человек 12 раз. Основную массу нижних чинов, участвовавших в восстании, перевели на Кавказ в составе сводно-гвардейского и других полков.
- Вернемся к основному вопросу, который был сформулирован в начале урока?
- Что же заставило русское дворянство восстать против существующей системы и власти царя?
(Усиление крепостного гнёта, сложная социально- экономическая ситуация, отказ Александра I от проведения либеральных реформ, влияние трудов западных мыслителей.)
Учитель литературы:
Подведем итоги урока. Проведем рефлексию:
– Понравился ли вам урок?
– Что нового вы узнали по истории России и по русской литературе? Как эти знания связаны?
– Оценим тех, кто сегодня работал.
Домашнее задание по русской литературе: выбрать один из следующих афоризмов и письменно объяснить его, соотнося с темой сегодняшнего урока.
«Наша революция не будет стоить ни одной капли крови, ибо произведётся одной армией, без участия народа!» /Бестужев-Марлинский/
«С народом всё можно, без народа ничего нельзя» /П.Пестель /
«Не приведи, Господи, видеть русский бунт – бессмысленный и беспощадный»
/А.С.Пушкин/
«Пусть мы погибнем, своей гибелью мы укажем путь другим.» /К.Ф.Рылеев/.
«Из искры возгорится пламя». /А.И.Одоевский /
«Люди 14 декабря – это какие-то богатыри, кованные из чистой стали с головы до ног, воины-сподвижники, вышедшие сознательно на явную гибель, чтобы разбудить к новой жизни молодое поколение и очистить детей, рождённых в среде палачества и раболепия» /А.И.Герцен/
Домашнее задание по истории:
Перед вами таблица. Вам предстоит поработать самостоятельно с материалами учебника – подробнее изучить программы Южного и Северного общества – «Русская правда» и «Конституция», вписать в таблицу основное содержание и авторов этих программ.
«Южное общество» «Северное общество»
1. Содержание программ
2. Лидеры
3.Судьба участников
4.Поэты-декабристы и их произведения |