26 Февраля 2024
"Надо любить и хранить те образцы русского языка, которые унаследовали мы от первоклассных мастеров". Д.А.Фурманов
Меню сайта
   Главная
   Новости
   Об АПРЯЛЮО
   Журнал, юбилеи
   Подшивка
   Конференции
   Семинары
   Конкурсы
   Международное
    сотрудничество
   Достижения студентов
    и школьников
   Методический уголок
   Литературная страничка
   Объявления
   О сайте
Поиск на сайте


Статистика


Александр Тибилов – осетинский педагог и просветитель

Доклад профессора ЮОГУ им. А. Тибилова Залины Тедеевой
на научно-практической конференции в ЮОГУ 5 октября 2023 года

В Год педагога и наставника в России и в Международный день учителя мы вспоминаем выдающихся педагогов прошлого, оставивших нам свои мысли о воспитании и обучении, внесших значительный вклад в развитие педагогической мысли.

Один из них – Александр Тибилов – известный осетинский педагог, подвижник образования, общественный деятель, литературный критик, писатель, патриот, которому в этом году исполнилось 135 лет со дня рождения.

В начале 20 века имя А.А.Тибилова  было хорошо известно в культурно-просветительской и научно-педагогической сферах жизни Южной Осетии благодаря его талантливой деятельности ученого-филолога, организатора науки и просвещения в Осетии,  активной гражданской позиции.

«Нет ни одного направления в научной, просветительской, исследовательской, педагогической сферах, а также в деле создания осетинского издательства, сбора материалов устного народного творчества, где А.Тибилов не оставил бы заметного следа», - отмечает осетинский писатель Дзаттиаты Гиуарги. [6. стр.7].

«Йæ бæрны хъуыддагмæ каст барджыны цæстæй. Йæ архайд, йæ куысты сыгъд цырагъау. Дзырд куы цыд ирон культурæ, ахуырад, литературæ кæнæ æвзагыл, уæд дзы Алыксандрæн чысыл æмæ стыр фарстытæ никуы уыд. Алы хъуыддаг дæр æвзæрста принципиалон æгъдауæй, ирон адæмы интерестæ, уый сомбоныл сагъæс кæнгæйæ», – пишет об Александре Тибилове осетинский поэт и писатель Федор Гаглойты (Гафез) [1, с.5].

Александр Тибилов был одним из передовых людей своего времени, ярким представителем передовой части общества и национальной интеллигенции Южной Осетии 20-30-х гг. прошлого века. Это было удивительное время – «золотой век просветительства и подвижничества в Южной Осетии» (З. с. 415). Оно выдвинуло в отсталом бедном краю, каким была Южная Осетия, с неграмотным, в основном, населением, большую часть которого составляли крестьяне, талантливых деятельных осетин, образованных, инициативных, исполненных высокого чувства гражданственности, благородства и бескорыстного служения своему народу и родине. В их числе был и Александр Тибилов – блестяще образованный выпускник историко-филологического факультета Новороссийского университета, разносторонне одаренный молодой специалист. Он станет вдохновителем и неутомимым организатором культурного и хозяйственного строительства в Южной Осетии.

Вся жизнь Александра Тибилова была подвижнической: вместе с соратниками он поднимал «целинное поле» просвещения, науки и культуры Южной Осетии, все силы отдавая развитию образования и культуры осетинского народа. Образование составляет основу и непременное условие развития нации, считал Тибилов,  посвятив себя и педагогической работе наряду с научно-литературной деятельностью. Он  достиг значительных успехов в этом общественно значимом деле утверждения и продвижения образования в Южной Осетии широкие массы.

Александр Тибилов стал одним из организаторов педагогической мысли осетинского народа.

А.Тибилов родился в 1887 г. 4(17) февраля (по другим данным родился 5 мая 1888 г.) в горном селении Залда в  Южной Осетии. В 1910 году успешно окончил Тифлисскую мужскую гимназию, получив диплом 1 степени, и в этом же году поступил в Новороссийский университет на историко-филологический факультет, окончив его на отлично в 1915 г.

Педагогическая деятельность А. Тибилова началась сразу по окончании университета. В 1915 году он приступил к преподаванию русского языка в 5-й мужской гимназии в Тифлисе, где учился сам. И далее на протяжении всего жизненного пути он служил своему призванию педагога, не прерывал преподавательской работы, умело совмещая ее с литературной, научно-исследовательской деятельностью, с работой журналиста и издателя, со службой в государственных органах просвещения.

Вернувшись в 1918 году в Южную Осетию, А. Тибилов продолжил практику преподавания русского языка в Осетинской гимназии, открытой в период временного господства грузинского меньшевистского правительства. Именно во время работы в гимназии он познакомился с осетинскими просветителями Бидзиной Кочиевым, Петре Тедеевым, Георгием Папиевым,  Шакро Ванеевым и другими деятелями народного просвещения - стал их соратником.

Педагогическая деятельность Александра Тибилова всегда была творческой, многогранной, плодотворной, никогда не ограничивалась одним только преподаванием русского языка и литературы, а позже и осетинского языка и литературы. Вдумчивый специалист, он глубоко интересовался всем, что было связано с вопросами просвещения и школьного образования в Южной Осетии; с энтузиазмом, самоотверженно и с большим воодушевлением выполнял важную и ответственную работу организатора народного образования, создавал с единомышленниками-соратниками учебно-образовательные учреждения в Южной Осетии, закладывая тем самым основы системы национального образования.

В 1924 году при содействии А. А. Тибилова впервые начала выходить юго-осетинская газета «Хурзæрин» (позднее он стал ответственным секретарем редакции газеты). На страницах газеты печатались и статьи осетинских учителей, в которых они делились опытом работы, говорили о трудностях работы народных учителей Южной Осетии. Высказывали суждения и о школьных программах. Александра Тибилова глубоко заботили обращения в газету людей, осознавших необходимость овладения знаниями, просивших помощи в открытии школ по месту их жительства или работы, где бы они учили осетинский язык. Среди народных масс заметно  росла потребность в образовании.

Оказавшись в гуще событий, А. Тибилов выделил в качестве первостепенной задачи расширение и укрепление в Южной Осетии начальной сельской школы, обеспечение ее своими квалифицированными кадрами. У А. Тибилова зародилась идея создания  педтехникума в Сталинире, а позже он  стал одним из инициаторов открытия педтехникума в Южной Осетии.

В 1924 г. в г. Сталинир в здании бывшей гимназии был открыт Юго-Осетинский педагогический техникум, сыгравший большую роль в подготовке учителей для начальных (массовых) школ Южной Осетии. В нем начал работать и сам А. Тибилов – преподавателем осетинского языка и литературы. Позднее он был назначен директором педтехникума. В статье «Сможем ли мы создать хорошую учительскую школу?», опубликованной  в газете «Хурзæрин»  30 августа 1924 г., Тибилов отмечает значение создания педагогического техникума в Сталинире: «…это наше богатство» («нæ хæзна»); и отвечает на поставленный в названии статьи вопрос. Тибилов  верит и даже  убежден в возможности создания «самого лучшего» учебного заведения. «Мы надеемся, если соберем лучшие педагогические силы в этом техникуме и всей душой приступим к работе, то сможем создать хороший техникум». «Если укрепится этот техникум, то поднимется и сельская школа. И только так мы создадим прочную основу для начальной сельской школы. Да и молодежь не будет стремиться уезжать за пределы Южной Осетии», -размышляет А.Тибилов в этой статье.

В период с 1927 по 1930 г. А. Тибилов активно сотрудничал в литературном журнале «Фидиуæг» («Глашатай») – органе писателей Северной и Южной Осетии - и в педагогическом журнале «Æххуыс ахуыргæнæгæн» («Помощь учителю»). По сути, он стал основателем этого учительского журнала и его ответственным секретарем. Журнал был большим подспорьем для учителей. Публикации в журнале содержали методические разработки, знакомили с опытом работы лучших учителей и школьных работников, что способствовало росту педагогического мастерства учителей Южной Осетии. Материалы журнала помогали решать различные образовательные задачи. Тогда же Александр Тибилов задумывается и о «Журнале для детей»: «Хороший детский журнал на осетинском языке поможет нам в воспитании такого поколения, которое будет строить социалистическую жизнь, бороться за коммунизм». В 1930 году А. Тибилов стал основателем юго-осетинского книжного издательства «Хурзæрин».

Одновременно Александр Тибилов возглавил комиссию по формированию Цхинвальского медицинского техникума, который был открыт 1 апреля 1931 года.

Весом вклад А.Тибилова в  становление и развитие школьного образования в Южной Осетии.

Александр Тибилов вместе с ближайшими соратниками: Бидзиной Кочиевым и Петре Тедеевым стоял у истоков создания высшего образования в Южной Осетии. Видя необходимость в национальных кадрах для средних школ, они, просветители-гуманисты, принялись за организацию национального пединститута. «Новой осетинской школе – начальной и средней – нужны образованные, хорошо подготовленные учителя – учителя с высшим образованием. Поэтому и нужна высшая школа в Южной Осетии, -подчеркивает А. Тибилов.  «Необходимо подготовить национальные кадры не только для школ, но и для других сфер жизни», - продолжает он.

 

20 сентября 1931 года в юго-осетинском научно – исследовательском институте (Институте краеведения) состоялось заседание Совета института по председательством выдающегося ученого Петра Гулича Тедеева. В собрании приняли участие представители РКП (б.), советских и профсоюзных органов края.

С информацией об открытии Юго-Осетинскогого педагогического института выступил А.Тибилов.

19 октября 1931 года был создан комитет во главе с А. Тибиловым для разработки организационно-технических вопросов по формированию пединститута.

1 января 1932 года был открыт Юго-Осетинский государственный педагогический институт – центр подготовки педагогических кадров для средней школы, а также национальных кадров  для других отраслей народного хозяйства и культуры Осетии. В открывшемся учреждении высшего образования А. Тибилов руководил учебной частью и читал лекции по русскому языку и литературе. Тибилов проработал в пединституте до конца своих лет,пока не был репрессирован в 1937 году.

Научно-литературное наследие А. Тибилова насчитывает около 300 работ. Большая часть из них написана на осетинском языке, а остальная – на русском. Неизменное внимание А. Тибилова к вопросам народного просвещения, понимание последовательности в организации осетинской школы (от начальной до высшей школы), педагогические взгляды ученого-методиста нашли отражение в ряде работ, статей и очерков. Это: «В первую очередь нам нужны педагоги», «К сельским учителям», «Каким должен быть сельский учитель?», «Высшая школа в Южной Осетии», «Строится наша высшая школа», «Изучение агрономии в сельской школе», «Построим наш техникум хорошо» и др. Для нас ценны мысли А.Тибилова о необходимости связи жизни школы с окружающим миром. Тибилов  неизменно следовал выработанным им идеям и принципам в области педагогической теории: обосновывал задачу укрепления политехнизации в обучении, настаивал на комплексном характере трудового процесса в школе, выдвигал тезис об обязательном изучении школьниками агрономических предметов - наук о возделывании земли.

Неоднократно высказывается Александр Тибилов как о большом важном вопросе относительно подготовки и выпуска «хороших» книг для школы – учебников по осетинскому языку и литературе. Он призывает поднять изучение осетинского языка и литературы в школе на самый высокий уровень, создать для этого все  необходимые условия.

Педагогические мысли А. Тибилова объединяет тема высокого предназначения учителя в новой осетинской школе и в новой действительности Осетии. В статье «В первую очередь нам нужны педагоги» Александр Тибилов подчеркивает: «Нам нужны инженеры, юристы, но больше всех нуждаемся в педагогах».

С глубоким знанием дела А. Тибилов говорит о сложностях труда педагога, считает обязательным творческое и профессиональное развитие учителя, настоятельно приглашает в эту важную профессию молодежь, чтобы новая осетинская школа не осталась без учителя.

Ратуя в вышеупомянутой статье за создание в Сталинире Учительской школы для подготовки национальных кадров педагогов, А. Тибилов вместе с тем задается главным вопросом: «Каким должен быть учитель»? В этой и другой статье «К сельскому учителю» он предлагает искать ответ путем анализа многогранной деятельности учителя. По сути, Тибилов создает профессиональный портрет учителя новой юго-осетинской школы. Учитель, считает он, - не только школьный работник, педагог, но и собиратель сокровищниц устно-поэтического творчества осетинского народа, активный участник общественной жизни, идущий впереди всех прогрессивных начинаний, не жалеющий сил и для участия в создании детского журнала. А.Тибилов твердо уверен: «Талантливого педагога характеризует творческий подход к профессии».

В статье «Высшая школа в Южной Осетии» Тибилов с большим удовлетворением говорит о том, что Осетия обогатилась    школами. Открылось столько начальных школ, что в них сегодня обучаются около 93% всех детей края. Следующая задача – поднять учебный процесс на высокий уровень, а для этого нужно создать и укрепить материальную базу средней школы.

В другой статье «Строится высшая школа» А. А. Тибилов пишет о первом выпуске пединститута. Это был выпуск студентов агробиологического факультета. «20 подготовленных учителей дает наш пединститут юго-осетинской школе. Двадцать талантливых и энергичных выпускников пединститута встанут рядом с деятелями культурного фронта. Строится, поднимается наша высшая школа!» – восклицает он.

Там же Тибилов отмечает трудности и препятствия, возникающие в работе института: «Не хватает учебных помещений, чтобы расширить учебный процесс. Нет достаточных и хороших возможностей у общежития и гостиниц для студентов. Студенческая молодежь  нуждается в улучшении условий жизни. По мнению А.Тибилова, органы власти должны больше внимания уделять высшей школе Южной Осетии. Тогда пединститут ежедневно будет развиваться и выполнит поставленную перед ним культурной революцией задачу.

«Чем лучше будет материальная база института, тем лучше будет идти  учебный процесс», подчеркивает Тибилов и с гордостью отмечает развитие университета.

Образ А. Тибилова, деятеля народного образования, педагога, талантливого организатора, исследователя и патриота, незримо присутствует в его научных трудах, вызывает глубокое уважение. Александр Арсеньевич Тибилов внес видимый вклад в создание и развитие системы образования в Южной Осетии.

Его имя, как одного из основателей пединститута,   было присвоено единственному высшему учебному заведению Южной Осетии Юго-Осетинскому государственному университету. В октябре 2023 года  перед главным корпусом ЮОГУ был установлен бюст А.А.Тибилова.

Педагогические идеи и взгляды А. Тибилова,  его талантливая педагогическая деятельность оказали влияние на развитие осетинской педагогической мысли. Вся жизнь А.Тибилова – пример гражданского и профессионального подвига.

Творческий человек, ученый, педагог, исследователь осетинского языка, русской и осетинской литературы, А. Тибилов был носителем двух культур: родной, осетинской, и русской. Помимо природной одаренности, ему помогало в многогранной деятельности основательное знание русского языка и литературы. И как исследователь-литературовед, языковед, и как человек передовых взглядов и убеждений, он формировался под влиянием взаимодействия родной и русской культуры.

В литературно-критических статьях А.Тибилова, посвященных А. Пушкину, М. Лермонтову, Л. Толстому, М. Горькому, К. Хетагурову, Е. Бритаеву, прослеживается идея пересечения и взаимовлияния русской и осетинской литературы. А. Тибилов внес заметный вклад в развитие диалога культур двух наших дружественных народов.

Вся жизнь и многогранная деятельность А. Тибилова (общественная, педагогическая, научная, литературная) представляется ценным познавательным материалом для идейно-нравственного воспитания осетинской студенческой молодежи.

Завершить свой доклад хочется словами того же Гафеза.

«1925 азы Алыксандр фыста: «Ахуыргæнæг хъуамæ цырагъдарæгæй цæуа адæмы разæй». Алыксандр йæхæдæг дæр уыд раст ахæм цырагъдарæг. Йæхи базонынæй фæстæмæ бæрзонд хаста рухстауæг цырагъ Ирыстоны хæхтæ æмæ кæмтты, сæфта ирон фæллойгæнджыты талынгдзинад, размæ хæцыд фæсивæдыл, сæ зонынад сын бæрзонд кодта, раст фæндагыл сæ ардыдта, амыдта сын ног, советон цард аразын, хъомыл когда националон кадртæ» [1. с.3].

 

Литература

1. А. А. Тибилов. Избранные произведения (на осетинском языке). – Цхинвал, 1964.
2. А. А. Тибилов. Собрание сочинений. – Цхинвал, Ирыстон. – 1988г.
3. Бигулаева И. С. Сердца, наполненные светом. О просветителях Южной Осетии. Дом печати РЮО, Цхинвал, 2016.
4. Дзаттиаты Г. П. – Александр Тибилов и вопросы осетинской литературной критики (историко-филологическое исследование). – Цхинвал, Ирыстон, 1985.
5. Гугкаты Дзадте. Тыбылты Александр (уац). Фидиуаг. 1956. №7.
6. Дзаттиаты Г.П. Тыбылты Александр. Уацмысты æмбырдгонд. – Цхинвал, «Ирыстон», 1988.
7. Цховребов З.П. Из истории развития общественно-политической и филологической мысли осетинского народа в конце XIX – начале XX века, Цхинвал, 1973 г.

Рубрика: Конференции | Просмотров: 168 | Добавил: Редактор | Дата: 26 Февраля 2024 года.
Друзья сайта
Президент РЮО
Правительство РЮО
Парламент РЮО
МИД РЮО
Посольство РФ в РЮО
Представительство Россотрудничества в РЮО
Международная ассоциация преподавателей русского языка и литературы
Координационный совет общественных организаций российских соотечественников
в Южной Осетии

Газет "Хурзæрин"
Газета "Южная Осетия"
"Sputnik - Южная Осетия"
ИА "Рес"
МИА "Южная Осетия сегодня"


Календарь
«  Октябрь 2023  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031
Архив записей