«Я – посол Русского мира». Вывела на листе и задумалась. Кто я? Вопрос философский. Начну, пожалуй, с того, что Русский мир заложен во мне генетически, я вобрала его, впитала с молоком матери, впервые услышав русскую речь и заговорив по-русски. Россия – моя родина, а конкретно - небольшой город Россошь в Воронежской области.
В детстве я, почему-то, ассоциировала название города с названием страны и очень удивлялась, когда меня спрашивали: «Ты из России?» «Откуда люди знают, что я из Россоши?» - думала я, ибо детское сознание никак не хотело разъединять эти два понятия. Потом только мама объяснила мне, что Россия – это глобально, что Россия – это великая страна, насчитывающая огромное количество городов и населённых пунктов. Наверное, тогда ещё, в далёком и не столь далёком восьмидесятом, я впервые выступила в роли посла Русского мира на исторической родине – в Осетии, ставшей для меня столь же родной.
Помню, как всё казалось диковинным и экзотичным – горы, очерчивающие горизонт, буйная зелень, горные реки, из которых можно пить, незнакомый язык, который я почти не знала. Я говорила по-русски, мои сверстники тоже старались изъясняться на понятном мне языке, кто-то лучше, кто-то хуже, но мы понимали друг друга. Сейчас очень жалею, что не сразу овладела осетинским языком, а моя бабушка не знала русского. Сколько бы она мне рассказала! Мои бабушки были в чём-то разные, а в чём-то похожие. Во-первых, они отменно пекли. Даже в столичной «Шоколаднице» я не уловила того изумительного вкуса бабушкиных блинов с творогом и малиной!
Моя осетинская бабушка искусно выпекала такие же неповторимые национальные пироги, сладкий сдобный хлеб, кукурузные лепёшки. Одна бабушка пряла на прялке, другая пользовалась веретеном. Обе же весь день были в трудах. Любила забираться в бабушкину кладовую, предмет её гордости, – чистое и очень опрятное помещение, пахнущее разными вкусностями. Открывала тяжелый ларь с мукой, погружала туда руки – мука приятно холодила кожу. Любила оставлять отпечаток ладони на поверхности. Правда, бабушка иногда ворчала, говоря, что мукой играть нельзя, что это – хлеб. В доказательство своих слов она разламывала свежевыпеченный чурек – горячий парок поднимался из недр румяного хлеба. Конечно, я тогда не отдавала себе отчёта в том, что стою на стыке двух культур, что я посол, несу с собой частицу другой культуры и внедряю её. Помню, как поначалу тосковала по берёзам…
И вдруг обнаружила у себя в селе одну, вросшую в отвесную скалу. Мы даже проложили путь к берёзке, пробирались к ней, чтобы постоять под зелёной шелестящей кроной, обязательно потрогать шершавый ствол, прижаться к нему. Это было что-то вроде ритуала. А потом посещение берёзки стало традицией. В школе я рассказывала, как у нас было «там» и постигала, каково здесь. Я им читала Пушкина, они мне – Коста. Я рассказывала о своём городе, они мне о том, что наш земляк, Козаев Шалико, сражался с врагом и погиб под Россошью. Две культуры переплетались, смыкались кронами, как два растущих рядом дерева.
Стать филологом мечтала ещё в школе. Правду говорят: найди дело по душе и ты никогда не будешь ходить на работу. Может быть, это везение, но у меня были замечательные учителя! Стартовой площадкой моей стала Вахтанская школа, где я начала работать. А впрочем, почему стала? Была, есть и осталась. Школа, где учился мой отец, его братья. Оглядываюсь назад. Почти тридцать лет исхожено, изъезжено. Двадцать семь лет в стенах родной школы – моей маленькой державы, как я её называю. Первые ученики давно выросли, возмужали, а я их помню детьми. Помню, как Вася вытирал украдкой слёзы, когда мы читали «Муму», – чистые слёзы ребёнка. Помню, как Владик принёс и подарил огромную шоколадную конфету – часть своего новогоднего подарка. Она была такой блестящей, в золотой обёртке, которая празднично поскрипывала и шуршала. А было это в начале девяностых, в то время, когда не каждый ребёнок знал вкуса конфет.
Помню, как радовался Артур, когда ему дали новогоднее стихотворение. Как блестели глазёнки у девочек, когда им дарили ленты, а на следующий день они приходили с туго заплетёнными косичками. Как мы читали Альберта Лиханова, и дети старались доесть свой обед, потому что понимали, какова цена хлеба. Как Андрей заявил, что школа – наш второй дом, и ревностно следил, чтобы все ученики вели себя достойно, подобающе, дабы не посрамить родную школу. Помню наши игры в волейбол, субботники, когда мы с детьми чуть ли не «причёсывали» двор, который весной становился жёлтым от одуванчиков… Возможно, кто-то возразит – отклонилась от темы. А я считаю, что в этом и состоит миссия посла – не отстранённость, а единение. Как радовались мы встрече, придя в стены школы после чёрного августа, как ликовали, что братский народ пришёл на помощь, не оставил в беде. Мы, филологи, приоткрывали завесу, показывали детям, каков этот Русский мир, синтезировали две культуры, помогали овладевать языком, пробовать на вкус русское слово. Учили детей и сами у них учились, ибо в стенах нашей школы - дети из разных уголков России.
С особой теплотой хочется сказать об Ассоциации преподавателей русского языка и её создателях. Ассоциация – это много друзей и единомышленников, это круглый стол, где тебя хотят слышать, это копилка идей, это творческая лаборатория, это мастерская, где творится волшебство, это искусство владения русским словом, это шаг в Русский мир, где для тебя распахнуты все двери. Это данность свыше, ибо я есть, аз есмь, æз дæн – данность, миссия, состояние души. Так кто же я? Я – чело века, потому что самое главное – быть им. И я – посол Русского мира, теперь уже навсегда.
София Цховребова,
учитель русского языка и литературы,
Вахтанская ООШ, филиал Терегуанской СОШ, |