25 Февраля 2024
"Надо любить и хранить те образцы русского языка, которые унаследовали мы от первоклассных мастеров". Д.А.Фурманов
Меню сайта
   Главная
   Новости
   Об АПРЯЛЮО
   Журнал, юбилеи
   Подшивка
   Конференции
   Семинары
   Конкурсы
   Международное
    сотрудничество
   Достижения студентов
    и школьников
   Методический уголок
   Литературная страничка
   Объявления
   О сайте
Поиск на сайте


Статистика


З. К. Тедеева. Коста Хетагуров и Петербург

Доклад Президента Ассоциация преподавателей русского языка и литературы Южной Осе­тии Залины Константиновны Тедеевой на конференции ЮОГУ, посвященной 160-летнему юбилею великого осетинского поэта, основателя осетинской литературы и литературного языка, первого осетинского живописца Коста Левановича Хетагурова.

В эти сентябрьские дни мы отмечаем знаменательную дату – 160-летие со дня рождения прославленного сына осетинского народа, основоположника осетинского профессионального искусства Коста Хетагурова.

По мнению Нафи, «На горизонте художественной истории осетинского народа нет более высоких и блистательных вершин, чем нартовский эпос и поэзия Коста Хетагурова» (…47) «Художественное творчество, общественная деятельность и сама могучая личность поэта составили целую эпоху не только в истории осетинского искусства, но и в истории осетинского народа» (с.47)

Имя Коста – легендарно в Осетии и далеко за ее пределами. Он истинный певец судьбы осетинского народа. «Моя лира – лира, настроенная для равенства, свободы и любви, - признавался сам Коста в стихотворении «Не упрекай меня»

Коста-живописец установил фундамент осетинской подлинно-реалистической живописи, и повел прямой путь искусства от русских корифеев живописи, от передвижников, от идей Стасова, требовавшего служения искусства народу, изображения картин реальных, говоривших о правде окружающей жизни», - писал М. Туганов.

В Коста удивительно гармонично, глубоко и прочно сочетались дар поэта и художника-живописца, пламенная страстность публициста и революционера. Своим словом, кистью своей и сердцем помогал он родному народу в его борьбе за свободу и счастье. Широкое образование, глубокие познания почти во всех областях человеческого знания, изумительно точное поэтическое мастерство, а также бесстрашие и совесть вот чем был вооружен Коста, когда боролся, когда заступался за свой обездоленный бесправный народ

Уже в ранних стихах и рисунках Коста проглядывался художник-творец большой мысли и художественных способностей.

Образование Коста получил в Ставропольской гимназии, одной из лучших в тогдашней России. С этого времени Коста связан всем своим существом с русской культурой и русским народом, а русский язык стал для него вторым родным языком.

Как известно, Коста Хетагуров писал на двух языках: осетинском и русском. Произведения, написанные им на русском языке, свидетельствуют о том, как горячо любил и глубоко знал Коста русский язык, как широко пользовался им в своей поэтической и публицистической практике и в  личной переписке. Своей разносторонней деятельностью Коста сознательно служил делу приобщения трудящихся масс Осетии к языку и культуре великого русского народа, делу сближения народов на основе взаимопонимания и дружбы. Коста называл Россию «нашей общей родиной», видя в ней заступника осетинского народа.

Учитель рисования Коста в Ставропольской гимназии В.И. Смирнов первым обратил внимание на незаурядное художественное дарование Хетагурова и часто выставлял его работы на выставках в гимназии, а в 1877 г. представил в Москву на Всероссийскую выставку художественных работ учащихся средних учебных заведений рисунки своего любимого ученика. Когда Коста, перейдя  5 класс, остался в нем на второй год и лишился стипендии, по совету Василия Ивановича он подал прошение на имя директора гимназии о выдаче ему документов и свидетельства об успехах в живописи для поступления в Академию Художеств. Ходатайство было удовлетворено, и сам Смирнов повез своего ученика, подающего большие надежды, в Академию Художеств – в свою Академию, где учился в ней вместе с Ильей Репиным и другими известными художниками в столице России.

И вот Коста в Петербурге – студент Императорской академии художеств. С 1881-85 он провел в Петербурге. Для Коста это были годы созревания его художественного таланта, формирования его революционно-демократических воззрений, закалки его революционного характера. Коста явил нам свой образ Петербурга. Оказавшись в самом центре российской столицы, Коста активно включается в студенческую жизнь, а также неизбывно тянется к прекрасному: посещает картинные галереи, знакомится с великолепными памятниками архитектуры. Город Петербург раскрывает перед ним свои сокровища. Коста видит блистательную роскошь дворцов, памятники и мосты, созданные гениальными художниками. Но Коста видит и другое – убогие домишки Галерной гавани, словно сбежавшие сюда со ставропольских окраин. Хетагуровский образ северной столицы – это нетленный образ холодного, торжественного, строгого Петербурга. Петербург занял определяющее место в жизни, творчестве и судьбе Коста. Северная столица оказалась близкой, родственной осетинскому поэту и художнику по духу и натуре. Чем же дорог ему этот город? Петербург – это место, где состоялось восхождение к вершине в искусстве слова и искусстве кисти. Коста часто казалось, что сам город подсказывает ему ритмы и рифмы, нашептывает строки. Конечно, стихи были еще очень слабые.  Русские слова не всегда подчинялись ему, он писал и рвал написанное. А потом садился и вновь писал. Только в стихах он мог излить жажду подвига, томившего его.

Вдали от отчего края , в Петербурге, в «этой сумрачной столице», где, как позднее скажет Коста, «не вольготно осетину», молодой поэт размышляет над судьбой народа, над важнейшими вопросами современности: необходимость революционного обновления, народ и интеллигенция, смысл и назначение человеческой жизни, роль вождя и интеллигенции в освободительной борьбе народа.

В оценке Петербурга, столицы самодержавия, молодой Коста соглашается с традицией Некрасова, но спорит с пушкинской, видя «в прекрасном творенье Петра» незримое существо, которое всегда горячей кровию питалось». Петербург для Коста навсегда остался «сумрачной столицей», городом народной нищеты.

Коста проучился в Академии художеств почти три года, на его талант обратили внимание знаменитые мастера кисти Айвазовский и Верещагин. Сначала Коста посещал класс живописи, затем перешел в гипсово-фигурный класс, руководителем которого был П. П. Чистяков, человек передовых взглядов. Чистяков прививал навыки точного рисования с натуры и быстро обучал реалистической манере живописи. Коста в полной мере усвоил эту великую традицию рисунка и живописи незабываемого учителя.

Учеба Коста пошла далеко вперед. Кроме того, и сам Петербург наложил большую печать на все его творчество. В Академии художеств он прошел курс русской живописи и знал все лучшее в ней. Он окунулся в интересный мир художников, мир, оказавший значительное влияние на его профессиональный рост и эстетическое развитие. Особенно близко ему было творчество художников-передвижников, некоторые из которых преподавали в Академии. К ним относились П.П. Чистяков, Ж.Н.Ге, И Айвазовский, И. Шишкин, В. П. Верещагин…

В классе с ним учились Валентин Серов и Михаил Врубель.

Коста учился со страстью. Он любил здание Академии художеств и каждое утро, как добрых знакомых, приветствовал стынущих под петербургским небом сфинксов. Богатая натура Коста не замыкается в сфере живописи. Коста изучает также русскую музыкальную классику – творения Глинки, Чайковского, Римского-Корсакова.

В эти же годы Коста серьезно изучал поэтическое искусство Пушкина, Лермонтова, Некрасова, Лермонтова, революционную эстетику Белинского, Чернышевского и Добролюбова. Именно наследство классиков русской литературы и мировой литературы на русском языке, а также лучшие произведения русской общественно-политической и эстетической мысли послужили тем основанием, на котором оттачивалось революционно-демократическое мировоззрение и поэтическое мастерство молодого осетинского поэта в годы его формирования и становления.  Как поэт, Коста формируется в годы его пребывания в Петербурге, в процессе создания поэмы»Чердак». О своей жизни в Петербурге Коста написал эту драматическую поэму – произведение во многом несовершенное, но ставшее характерным фактом творческой биографии Коста. Начинающий поэт взволнованно говорит о жизни студентов в Петербурге, об их спорах и раздумьях, о прогрессе и свободе, описывает Петербург , Неву. «Дивный, дорогой наряд столицы сталкивается с недовольным взглядом героя поэмы Борисом. Коста подчеркивает оборотную сторону этого великолепия столицы:

- ты - людоед… да…Ты всегда горячей кровию питался (с. 580)

Поэт высказывает свою неприязнь к официальной столице, где нельзя добиться правды, городу

… роскоши, моды,
Офицеров, лореток и бар,
Где с полу – государства доходы
Поглощает заморский товар.

Со всей откровенностью Коста Хетагуров ставит сложные проблемы своего времени, пытается осмыслить и решить их: возможна ли борьба за свободу в существующих условиях – в разгар реакции, в период поражения героического поколения народников, когда народничество, как политическое мировоззрение, исчерпало себя, и заново нужно было решать вопросы жизни и борьбы, в чем смысл человеческой жизни, какова роль интеллигенции в освободительном движении народа. Видеть и оценивать явления жизни в большей мере Коста учится у Некрасова.

В этой своей юношеской поэме «Чердак»  Коста высмеивает людей, отступивших от своих либеральных иллюзий перед реакцией. Коста видит в них духовных вельмож, повелителей народа и рабов царя.

В конце поэмы Борис успокаивается видом природы, Невы, ночного великолепия столицы. Он охвачен уверенностью, что Россия, равно как и Петербург

может спать спокойно, -
любовь и преданность детей
Ее хранят всегда достойно
От вражьих козней и затей

В Императорской академии художеств Коста проучился два с половиной года. В октябре 1884 года из-за неуплаты за обучение Коста официально исключили из списков учащихся Академии художеств и перевели вольнослушателем. Он оказался в бедственном положении, лишившись стипендии. В 1885 году вынужден был вернуться на родину, к отцу в село Георгиевско-Осетинское.

Спустя 12 лет весной 1897 года Коста вновь приехал в Петербург. Двоюродный брат Андукапар Хетагуров пригласил его к себе в Петербург «пожить и успокоиться». В Ставрополе закрыли газету «Северный Кавказ», в которой он работал. Коста был подавлен и огорчен. Общение с Андукапаром, его помощь и поддержка вдохновили Коста. Он вернулся в Ставрополь в начале лета 1897 года, полный планов и надежд. В письме Анне Цаликовой от 6 декабря 1898 года из Пятигорска он писал: »Весной прошлого года я уехал в Петербург рассеяться»

Очень скоро в октябре того же года по настоянию Андукапара Коста вновь приехал в Петербург – лечиться: у него открылся костный процесс в тазобедренном суставе. Андукапар поместил его в Александровскую больницу. В феврале его прооперировали, и еще 7 месяцев провел он в этой «громадной, мрачной» больнице

В стихотворении «Перед операцией» Коста пишет:

Как знать,— смогу ль еще рифмованные звуки
Беспечно окрылить волшебною мечтой,
Иль я их отравлю тоской предсмертной муки,
Тоской безвестности пред дверью роковой?

Как знать,— и этот стих несчастного поэта
Не есть ли только бред, не есть ли только стон
И страстный, дикий вопль прощального привета
Всему, что он любил, чему молился он?..

О, если это так, то все мои страданья
Теперь, о родина, признаньем искуплю:
Все помыслы мои и все мои желанья
Одну имели цель — снискать любовь твою.

Коста писал письма друзьям, писал стихи. Известное стихотворение «В. Г. Ш.» написано в это время.

Коста, талантливый поэт, художник, горячий публицист, стремился всеми силами улучшить угнетенное состояние осетин, а также быть непреклонным заступником всех угнетенных народов Российской империи, особенно же народов Северного Кавказа. Великий гуманист был последовательным и безупречным интернационалистом.

В разные годы своей жизни Коста Хетагуров жил в Петербурге – в пору юности и в пору молодости.

Мы с благодарностью осознаем, что годы учебы в Академии художеств, искусство Пушкина и Лермонтова, Островского и Некрасова, Гоголя и  Толстого помогли Коста подняться на такие вершины художественных свершений, где поэта ждало бессмертие и вечная признательность потомков – писал Нафи. Не только в Осетии, но и в России благоговейно относятся к памяти талантливого осетинского поэта и художника. Свидетельство тому памятники Коста во дворе Академии художеств и в Санкт-Петербурге и других городах России.

ЛИТЕРАТУРА

1. В. И. Абаев. Осетинский народный поэт Коста Хетагуров //Избранные труды. Религия. Фольклор. Литература. – Владикавказ: Ир, 1990

2.Бигулаева И.С. Коста Леванович Хетагуров: научная биография. – Цхинвал, «Южная Алания», 2014. - 435 с.

3.Джатиев Т., Либединская Л. За вас отдам я жизнь. Повесть о Коста Хетагурове. – М., Политиздат, 1969 г. - 400 с.

4.Коста в жизни. Часть II. / Составление, подготовка текста и предисловие Р.К. Тедеты. - Цхинвали: Ирыстон, 1989. – 437с.

5.Нафи. Великий поэт осетинского народа // Иры хур ыскасти Нарæй: уацтæ – Дзæуджыхъæу: Ир, 2009

6. Коста Хетагуров. Полное собрание сочинений в пяти томах под редакцией Ш. Ф. Джикаева. Том III. Поэмы – Владикавказ; 2000 – 610 с.

7.Туганов Махарбек. Живопись Коста Хетагурова // Весь мир – мой храм: к 130-летию со дня рождения Коста Хетагурова. Редактор-составитель А. Г. Кучиев- Орджоникидзе: Ир, 1989 г.

8.Венок Бессмертия: материалы Международной научной конференции, посвященной 150-летию со дня рождения Коста Хетагурова/ сост. З.Х. Тедтоева; СОГУ им. К.Л. Хетагурова – Владикавказ; Проект-Пресс, 2010. – 560 с.

Рубрика: Конференции | Просмотров: 589 | Добавил: Редактор | Дата: 25 Февраля 2024 года.
Друзья сайта
Президент РЮО
Правительство РЮО
Парламент РЮО
МИД РЮО
Посольство РФ в РЮО
Представительство Россотрудничества в РЮО
Международная ассоциация преподавателей русского языка и литературы
Координационный совет общественных организаций российских соотечественников
в Южной Осетии

Газет "Хурзæрин"
Газета "Южная Осетия"
"Sputnik - Южная Осетия"
ИА "Рес"
МИА "Южная Осетия сегодня"


Календарь
«  Октябрь 2019  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031
Архив записей